Вывоз мусора в сельской местности законодательство

Содержание

Закон о вывозе мусора в сельской местности

Вывоз мусора в сельской местности законодательство

Твёрдые бытовые отходы (по правилам, действующим в 2020 году, они называются Твёрдые коммунальные отходы или ТКО) – одна из ключевых экологических проблем человеческого общества. До недавнего времени, пока не ввели новые правила обращения с ТКО (это произошло в 2019 году), вывоз мусора и твердых бытовых отходов в частном секторе регулировалось небрежно.

Жители городских и сельских многоэтажек полагались на коммунальные службы и не участвовали в процессе сбора и хранения ТКО. В сельской местности отсутствие общих правил приводило к спонтанным свалкам. В лесополосах, по обочинам дорог, прямо за территориями посёлков и на берегах рек росли горы мусора, угрожая здоровью людей, нарушая экологию и эстетический вид местности.

Современная «мусорная реформа» закрепила ряд правил вывоза ТБО в частном секторе. В 2020-м году, вместе с изменениями для многоэтажного жилого сектора, в Жилищном кодексе появились статьи, по которым владелец частного дома не может сам заниматься утилизацией бытового мусора свой хлам. Для него введена коммунальная услуга.

Чтобы не нарваться на штраф, нужно знать свои права и обязанности, представлять, какие есть способы утилизации твердых бытовых отходов для частного сектора.

Твердые отходы, что относится к ТКО

Чем выше плотность населения – тем больше мусора нужно вывозить и утилизировать. До 2014 года в России учитывались так называемые «твёрдые бытовые отходы».

С 1 января 2019 года, «мусорная реформа» не только ввела ряд изменений касающихся тарифов на вывоз мусора и услуг операторов по обращению с ТКО, но и определила, что такое твёрдые коммунальные отходы.

К ним относится весь хлам от процесса жизнедеятельности частных лиц или организации:

  • остатки пищи;
  • скошенная трава, растения;
  • грязь из колодцев и канализаций;
  • мусор с улиц;
  • макулатура;
  • пластик, стекло, керамика;
  • мебель;
  • текстильный утиль, обувь;
  • электро- и механические бытовые приборы;
  • отходы строек;
  • химия, лаки, краски.

Всё, что мы выбрасываем за ненадобностью, объединяет понятие – ТКО. Не включается в это понятие лишь мусор промышленных предприятий.

Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах -правила

По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.

Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.

Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.

Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора.

Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста.

Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.

Где и как хранить мусор?

По традиции, на территории частного сектора выделяется площадка, оборудованная ёмкостями для сбора мусора. Минус такого способа – вероятность, что кто-то будет сваливать на площадку предметы, не относящиеся к ТКО.

Другой вариант: каждый владелец участка сам оборудует на своей территории место для хранения отходов, на удалении от источников воды, жилой зоны и грядок. Оно должно быть:

— доступным для вывоза хлама;- оборудовано герметичными контейнерами;

— соответствовать объёму, рассчитанному по количеству проживающих людей.

Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?

По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью.

Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет.

Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.

Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама.

В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон.

Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.

Источник: https://siv-blog.com/zakon-o-vyvoze-musora-v-selskoy-mestnosti/

Мусорная реформа от 1 января 2019 года: суть закона, как не платить за вывоз мусора

Вывоз мусора в сельской местности законодательство
Мусорная реформа в России

69 регионов России перешли на новый порядок обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами) с 01.01.2019.

С 01 января 2020 мусорная реформа охватит почти всю страну. Контроль осуществляет ОНФ, создана горячая линия по мусорной реформе (8-800-555-97-76), чтобы россияне имели возможность получить ответы на волнующие их вопросы.

Частных лиц интересуют тарифы и возможность получить льготы при оплате новой услуги. Мусорная реформа вызвала протесты не только населения, но и отдельных депутатов и министров.

Какие законы определяют суть мусорной реформы

Законом о мусорной реформе население называет поправки к закону № 89-ФЗ, вступившие в силу 01.01.2019 — Закон № 503-ФЗ.
Статьи 435, 436, 437, 438 ГК РФ определяют условия заключения договора по мусорной реформе:

  • ст. 435 – определение понятия «оферта»;
  • ст. 436 – невозможность оферту отозвать;
  • ст. 437 – публичная оферта;
  • ст. 438 – определения акцепта.

Суть этих статей – договор, заключенный с оператором, невозможно будет расторгнуть после первой оплаты без подачи иска в суд. По мнению инициаторов нововведения, прекратится выброс бытовых отходов в неотведенных для этой цели местах.

Старые полигоны планируют преобразовать в технологические объекты, не вредящие окружающей среде. Свалки у многоквартирных домов планируется убрать, места очистить и засадить деревьями.

Конечная цель мусорной реформы – изменить менталитет граждан до уровня, который не позволяет выбрасывать ТКО в оврагах и лесах.

Основные нововведения:

  • управляющие компании больше не выбирают, кто и по какой стоимости забирает мусор;
  • вывоз отходов становится коммунальной услугой;
  • заключать договора и оплачивать вывоз обязаны не только жильцы городских квартиры, но и владельцы нежилых помещений, загородных домов и дач.

Важно! Стоимость услуги снизится, если жильцы будут сортировать мусор — осуществлять раздельный сбор мусора.

Что стало причиной появления

Ответ на вопрос, для чего нужна мусорная реформа в России, простой.

В стране уже накоплено 40 млрд тонн отходов, ежегодно добавляется дополнительных 70 млн тонн, увеличивая площадь свалок на 500 тыс. га. ТКО выбрасываются в основном на несанкционированных площадях.

В последние годы к биологическим и пищевым отходам добавились пластики, полимеры, электроприборы, содержащие токсические вещества.

На конец 2018 года сжигалось всего 4-5% мусора. Инициаторы мусорной реформы 2019 планируют утилизировать до 60% в 2024 году и 95% в 2030 году. Для этого должно быть построено 130 комплексов для переработки, позволяющих ликвидировать все несанкционированные свалки и развить эффективную структуру переработки.

Президент Путин высказал мнение о мусорной реформе в послании Федеральному Собранию 20.02.2019. Он заявил, что до конца 2020 года должно быть уничтожено 30 самых крупных свалок в городах, за следующие 6 лет – все остальные. Но это выполнимо лишь при условии, что в проекте не будут участвовать структуры, которые лишь собирают деньги с населения.

Какие изменения ждут владельцев городских квартир, частных домов

Если переноса мусорной реформы нет:

  • региональная власть выбирает единого оператора;
  • за площади для сбора отходов отвечает региональные власти;
  • тарифы определяет оператор под контролем госорганов.

Где мусор будет сортироваться, определят региональные власти. В Московской области ввели 2 контейнера – один для пищевых отходов, второй — для бумаги, пластика и стекла.

Договора должны заключить также владельцы частных домов в городах и на селе, в том числе на садовых участках.

Важно! Тариф для села теоретически должен быть пониженным, но затраты увеличатся по сравнению с расходами до реформы.

Загрязнение природы становится катастрофой в России!

В сельской местности многие никогда и никуда не возили мусор, в том числе из огороднических и садоводческих обществ. В частных домах с печным отоплением отходы сжигают, даже старую мебель, а сейчас придется обязательно заключать договора и оплачивать эту услугу.

Перевозчики будут гонять полупустые машины за сотни километров, пока население не привыкнет к новым правилам. А оплачивать бензин будут люди, которым эта услуга, как им кажется, не нужна. Ведь то, что нельзя сжечь, многие из них привыкли вывозить в лес и лесополосы. Есть надежда, что сельские жители активно будут выносить мусор к мусорным контейнерам, и больше никто не вывалит его в лес.

Например, в густых лесах Псковской области часто можно увидеть горы мусора.

Кто покрывает расходы по мусорной реформе

Реализация мусорной реформы требует 78 млрд рублей. 30% будет финансировать государство в виде субсидий на лизинг и концессий. Это значит, что комплексы должны строить региональные операторы с поддержкой государства, остальные затраты компенсировать за счет выплат населения.

На данный момент практически никто ничего не строит. Бизнесменов настораживает частое изменение законов, которыми то вводятся, то отменяются различные налоги. У государства тоже нет средств, позволяющих создать комплексную систему. На самом деле большинство регионов оказались не готовы к реформе.

Большую часть расходов оплачивает только население, что неизбежно приведет к повышению тарифов. Все это понимают, поэтому большинство против мусорной реформы.

Кто определяет размер тарифов

До конца 2018 года владельцы городских квартир платили за вывоз бытовых отходов 70-80 рублей ежемесячно. С первого января среднее значение выросло до 150 рублей на каждого человека, зарегистрированного в квартире, услуга стала вписываться в отдельную строку.

Интересно: Тарифы на вывоз мусора по регионам России на 1 января 2019 г.

Размер тарифа зависит от региона и оператора. Если в какой-то местности их несколько, каждый устанавливает свой. Тариф будет индексироваться в январе и июле так же, как размер оплаты за электроэнергию, воду и отопление.

Но это теория. На практике вывозом бытовых отходов, скорее всего, будут заниматься не только операторы, но и субподрядчики. Каждый захочет получить прибыль, поэтому не согласные с мусорной реформой могут оказаться правы.

Люди против мусорной реформы, так как не верят, что деньги и правда пойдут на утилизацию и переработку мусора.

Кто получил отсрочку

Мусорная реформа с 1 января 2019 года не была введена в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. До начала 2022 года утилизация бытовых отходов осуществляется управляющими компаниями, оплата включается в раздел «содержание жилого фонда». Регионы, которые не выбрали оператора, могут отложить начало реформы до 01.01.2020. Что делать с бытовым мусором, решают органы исполнительной власти.

Можно ли не платить за вывоз мусора, кому и какие льготы предусмотрены

После ввода мусорной реформы о том, как не платить, думают не только малообеспеченные семьи. На самом деле уклониться от оплаты нельзя, так как вывоз отходов является коммунальной услугой, за просрочки предусмотрено начисление пени.

Малоимущие граждане могут получить субсидии так же, как на другие виды коммунальных услуг, если сумма квитанции ЖКХ больше, чем 22% от дохода.

Льготы по мусорной реформе предусмотрены для:

  • многодетных семей;
  • инвалидов всех групп;
  • ветеранов;
  • людей с ограниченными возможностями.

Отдельные регионы федеральный список пополняют. Подробности можно узнать в органах социальной защиты.

Почему проходят митинги против реформы, суть петиций участников

Протестуют против нововведения 25 регионов страны, в том числе Москва. Много шума наделали митинги против мусорной реформы в Нижнем Тагиле 3 и 23 февраля.

Основная причина раздражения населения — экономическая. Большинство недовольно увеличением расценок за вывоз мусора в городах и запрет самостоятельно распоряжаться отходами на селе.

Жители некоторых регионов выступают так же против строительства новых полигонов.

В петициях против мусорной реформы митингующие требуют:

  • признать нововведение несостоятельным;
  • изучить тарифы и порядок вывоза и утилизации;
  • запретить расширение полигонов и провести их проверку.

Фото митинга от КПРФ против мусорной реформы

В Нижнем Тагиле основной причиной недовольства стали ошибки в квитанциях, которые оператор объяснил сбоем программного обеспечения. Расценки критиковало не только население, но и полпред Президента Н. Цуканов. После митингов начался сбор подписей за снижение тарифов.

Последние новости о мусорной реформе не радуют. На законодательном уровне все кажется прогрессивно и правильно, но мусор по-прежнему никто не перерабатывает, он просто складируется.

Желающих работать в этой сфере мало, недостаточно заводов и полигонов. У предпринимателей нет уверенности в наличии перспективы, у населения – мотивации что-то менять. Операторы считают тарифы низкими.

Население – высокими.

На 15 апреля в среднем по стране собрано примерно 50% оплаты. В девяти регионах сборы такие низкие, что операторы почти отказываются работать.

В Самарской области и Дагестане собрано всего 5%, немного больше в Адыгее (14%), Кабардино-Балкарии (15%) и Пермском крае (20%), не достаточно средств так же в новосибирской области (23%), Алтайском и Красноярском крае (по 25%) и ульяновской области (30%).

Не поступайте никогда так, как делает человек на фото, несмотря ни на какие реформы и законы!

Надеемся, что все же загрязнение окружающей среды будет снижаться с принятием новых законов в данной сфере, ведь смотреть на горы мусора, которыми завалена прекрасная российская природа, очень больно, как и видеть поведения людей, которые ведут себя в храме природы хуже животных.

Источник: https://promdevelop.ru/industry/musornaya-reforma-2019-prichiny-vvedeniya-sut-zakona-pochemu-protestuet-naselenie/

Оставят ли бестарный сбор отходов в частном секторе?

Вывоз мусора в сельской местности законодательство

Напоминаем, что проект «висит» и на сайте газеты. Любой может также прислать своё видение, и рабочая группа с интересом рассмотрит ваши предложения.

Частные страдания

Больше всего споров и конфликтов за прошедший год реформы вокруг кварталов индивидуальной жилой застройки, как в городе, так и на селе.

Сначала по вине ряда конкретных безответственных чиновников намерили норматив так, что несчастные «частники» оказались должны платить почти в три раза больше, чем жильцы многоквартирных домов, хотя и без расчётов понятно: там мусора выбрасывают меньше — животные с удовольствием поедают пищевые отходы, а бумага и многое другое для печи сгодится.

Потом стали «доставать» окружные начальники, которые выполняли приказ мэра города — всюду наставить 943 контейнерные площадки, в том числе с нарушением нормативных расстояний до домов (не менее 20 метров).

Надо отдать должное — Роспотребнадзор, в первую очередь в лице Андрея Сердюкова, ни одну такую незаконную площадку не согласовал, все они стоят неправомерно. Кто этим недоволен, вправе обращаться в прокуратуру или в суд, и там, где нет нормативных расстояний до жилых домов, площадку уберут однозначно. Наконец, новогодний «подарок» преподнёс «Магнит».

Никому ничего не сказав, с января не стали продлевать договор с управлением благоустройства, и все отмечают: в городе в январе стали вывозить мусор хуже по объяснимым причинам.

УДХБ возило его 25 лет, водители знают маршруты, а тут пришли новые люди, да и как их большие грузовики проедут по неасфальтированным улицам, особенно весной?! Вот и получается, где какой узкий проулок — просто не забирают.

Мешки в законе

Весь год идут споры: сохранится ли бестарный или, как называют в народе, «мешочный» сбор. Позиция авторов документа — сохранить его. Вот как это прописано.

Накопление и сбор (приём) ТКО в пакетах, мешках, пластиковых или металлических баках или других специально предназначенных для их накопления ёмкостях (далее — бестарный способ) состоит в сборе (приёме) ТКО мусоровозным транспортом непосредственно от населения без использования контейнерных площадок и каких-либо иных дополнительных устройств для предварительного накопления.

Накопление ТКО бестарным способом может производиться путём сбора (приёма) ТКО непосредственно в мусоровоз без предварительно складирования (мобильный сбор).

Бестарный способ накопления ТКО применяется на территориях индивидуальной малоэтажной застройки (жилые дома и многоквартирные дома не выше двух этажей), садоводческих и огороднических некоммерческих объединений, в отдалённых населённых пунктах, а также на других территориях в случаях временной невозможности либо нецелесообразности применения иных способов накопления ТКО, а равно по решению органа местного самоуправления.

Бестарный способ накопления ТКО применяется при невозможности обустройства контейнерной площадки или на период строительства, реконструкции или ремонта контейнерной площадки при наличии соответствующего решения органа местного самоуправления.

Факт невозможности обустройства контейнерной площадки на территориях индивидуальной малоэтажной жилой застройки, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ устанавливается актом, подписанным комиссией под руководством уполномоченного лица органа местного самоуправления.

Потребители используют пакеты, мешки или другие специально предназначенные ёмкости для накопления твёрдых коммунальных отходов, предоставленные региональным оператором либо приобретённые самостоятельно.

В последнем случае используемые пакеты или другие ёмкости (мешки, пластиковые или металлические баки) должны отвечать техническим требованиям, установленным региональным оператором (объём, материал), чтобы человек мог поднять его в машину.

При применении бестарного способа накопления ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО либо в местах накопления ТКО, определённых договором на оказание услуг по обращению с ТКО, либо непосредственно от потребителей.

При этом места накопления ТКО определяются региональным оператором по согласованию с органом местного самоуправления либо по предложению такого органа, с учётом мнения потребителей (речь идёт о том, что в некоторые закоулки вообще не проехать).

Частота (периодичность) транспортирования ТКО при применении бестарного способа накопления ТКО определяется условиями соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО и договора об оказании услуг по обращению с ТКО. График транспортирования ТКО от потребителей определяется по согласованию с органом местного самоуправления, с учётом мнения потребителей.

Потребители согласно установленному региональным оператором графику вывоза ТКО выставляют пакеты или другие ёмкости с ТКО в местах, определённых договором (обычно перед домом), а в случае применения мобильного сбора непосредственно в мусоровоз — приносят ёмкости с ТКО в указанное место в указанное время.

В случае если на данной территории (в населённом пункте в целом) применение бестарного способа накопления ТКО перестаёт удовлетворять нуждам потребителей, органы местного самоуправления либо организации, создаваемые гражданами для ведения садоводства или огородничества, принимают меры по созданию контейнерной площадки.

Чтобы рассказ был полным, главное направление работы — постепенно внедрить в практику небольшие индивидуальные контейнеры на семью, чтобы погружать их в машину механически, а не вручную.

Накопление крупногабаритных отходов

К крупногабаритным твёрдым коммунальным отходам (далее КТКО) относятся отходы, по габаритам не помещающиеся в стандартные контейнеры для твёрдых коммунальных отходов (утратившие свои потребительские свойства мебель, бытовая техника, предметы интерьера, сантехника, торговое оборудование, ящики, тазы, баки, бидоны, велосипеды, коляски, части легковых машин и т. п.), а также крупногабаритные отходы от ремонтных работ в помещениях, кроме отходов строительства и сноса.

Накопление КТКО осуществляется:

а) в бункерах, расположенных на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов;

в) без предварительного накопления путём вывоза по индивидуальной заявке потребителя или по согласованному с потребителями графику.

Специальные площадки для накопления КТКО должны соответствовать требованиям региональных и местных нормативов градостроительного проектирования и должны быть учтены в территориальной схеме и схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО (реестре) муниципального образования. Места расположения таких площадок указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

Специальная площадка для накопления КТКО должна иметь твёрдое покрытие, сплошное ограждение высотой не менее 1,8 метра не менее чем с трёх сторон (она может быть и закрытой, с запорным устройством), свободный подъезд для погрузки с твёрдым покрытием.

Длина специальной площадки для накопления КТКО не менее трёх метров, ширина — не менее 1,5 метра, общие размеры определяются исходя из норматива накопления на соответствующее количество потребителей услуги.

Рекомендуется совместное расположение площадок для КТКО и контейнерных площадок для накопления ТКО.

Если предусмотрены бункеры — их на одной площадке не может устанавливаться более двух штук.

Для накопления КТКО от потребителей в многоквартирных домах создаётся не менее одной специальной площадки КТКО по следующим критериям (должен соблюдаться хотя бы один любой из них):

• на каждые три тысячи жителей населённого пункта (количество жителей определяется по данным регистрационного учёта);

• на населённый пункт с численностью жителей менее пяти тысяч;

• на квартал жилой застройки.

По усмотрению собственников помещений (лица, осуществляющего управление многоквартирным домом) специальная площадка для накопления КТКО может оборудоваться в каждом отдельном доме для данного дома.

Площадка для крупногабаритных ТКО должна находиться на расстоянии не менее 20 метров от стены жилого (многоквартирного) дома и не далее 300 метров от самого дальнего подъезда здания собственников крупногабаритных отходов.

Площадка для установки бункера должна быть удалена от территорий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на расстояние не менее 20 метров, до территорий медицинских организаций — не менее 25 метров, иметь достаточную площадь для установки бункера, водонепроницаемое покрытие, подъездные пути, обеспечивающие доступ для мусоровозов, и ограничена бордюром по периметру.

Бремя содержания специальных площадок для накопления КТКО и территории, прилегающей к таким площадкам, расположенных на земельных участках под многоквартирными домами, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме через УК, ТСЖ, ЖСК.

Бремя содержания специальных площадок для накопления и накопления КТКО и территории, прилегающей к таким площадкам, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельных участков, на которых расположены такие площадки и прилегающая к ним территория, то есть администрация.

Мероприятия по дератизации и дезинсекции специальной площадки осуществляются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Запрещается складирование крупногабаритных отходов в контейнерах для твёрдых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и на прилегающей к ним территории, а также в других не предназначенных для накопления крупногабаритных отходов местах.

Запрещается складирование иных отходов, кроме крупногабаритных ТКО, в бункерах для КТКО, расположенных на контейнерных площадках и на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов.

Региональный оператор определяет периодичность вывоза КТКО, которая указывается в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО и не может быть реже одного раза в неделю в многоквартирных домах и одного раза в десять дней в кварталах индивидуальной малоэтажной застройки.

Крупногабаритные отходы должны располагаться не позднее 8 часов местного времени в день вывоза в месте, определённом в договоре на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

В следующем номере — будет ли раздельный сбор отходов и куда девать батарейки и лампы.

Источник: https://news.rambler.ru/other/43618911-ostavyat-li-bestarnyy-sbor-othodov-v-chastnom-sektore/

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года: для частных домов, региональный оператор, тарифы

Вывоз мусора в сельской местности законодательство

1 января 2019 года в России вступил в силу Федеральный закон о вывозе мусора и стартовала так называемая Мусорная реформа, в корне поменявшая процесс сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов.

Законопроект был разработан ещё в 2014 году, однако ввести его в действие не получилось из-за слишком больших масштабов изменений, что потребовало проведения длительных подготовительных работ.

В соответствии с новым законом, процессом сбора, хранения и утилизации ТБО могут заниматься только специально уполномоченные организации, поменялась система сбора платежей, введена процедура сортировки мусора. Цель Мусорной реформы — охрана окружающей среды путём снижения выбросов токсичных веществ в воздух и почву в результате ненадлежащего сбора и утилизации отходов.

Закон о вывозе мусора с 2020 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:

  1. Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
  2. Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
  3. Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
  • Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
  • Собственниками нежилых помещений.
  • Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.

При этом, если в доме или квартире никто не проживает, а нежилое помещение не используется по назначению, платить за услугу их собственникам всё равно придётся. Кроме того, Законом изменён порядок борьбы со стихийными свалками. Обязанность по устранению стихийной свалки возложена на собственника земельного участка, а при его отсутствии — на местный муниципалитет.

Новый закон оперирует понятиями ТБО (твёрдые бытовые отходы) и ТКО (твёрдые коммунальные отходы).

1. ТБО — это отходы, образующиеся от повседневной жизнедеятельности человека:

  • Продукты питания, пришедшие в негодность.
  • Макулатура (бумага и картон)
  • Пластик и полимеры (упаковка, пришедшие в негодность бытовые вещи).
  • Стеклотара и стеклобой.
  • Металлолом.

2. ТКО — это отходы из жилых помещений, образующиеся в результате процесса потребления их жильцами:

  • Отходы от уборки или ремонта.
  • Пришедшая в негодность техника или мебель.
  • Растительные отходы (трава, листва, ветки деревьев).

Зона ответственности регионального оператора, УК и ТСЖ

Для начала нужно разделить понятия жилищная услуга и коммунальная услуга.

Жилищная услуга — это содержание и ремонт жилых многоквартирных домов. Этим занимается Управляющая компания (УК) или Товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Коммунальная услуга — это электроснабжение, газоснабжение, водоподача и водоотведение, а с 1 января 2020 года и вывоз мусора.

Таким образом, организацией установки контейнеров для отходов на придомовой территории, а также процесса сбора и хранения ТБО должна заниматься УК (или ТСЖ), а закон о региональном операторе по вывозу мусора возлагает на него ответственность за сбор ТБО из контейнеров, его транспортировку к месту хранения и накопления, а также последующую утилизацию.

БылоСтало
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти.Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор.
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно.

Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти.
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора.За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений.
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании.

Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора.
Сортировка мусора не предусмотрена.Установлена необходимость сортировки мусора.

Согласно новым правилам, российский региональный оператор по вывозу и утилизации отходов устанавливает тарифы на свои услуги, которые должны покрывать следующие расходы:

  • На сбор, хранение и утилизацию мусора;
  • На устранение негативного влияния на окружающую среду;
  • На обеспечение административной деятельности оператора;
  • НДС.

С учётом этого, тарифы на вывоз мусора различаются для каждого региона и существенно превышают ранее существовавшие. Расчёт тарифа производится согласно нормативам с учётом экономических и статистических данных каждого конкретного региона. Для жителей многоквартирных домов плата за вывоз ТБО и ТКО рассчитывается по количеству проживающих жильцов, а не исходя из площади квартиры, как раньше.

Такие же правила действуют и для жителей частного сектора и дачных участков. Если в жилом помещении никто не прописан, то плата рассчитывается исходя из количества владельцев жилья.

Порядок совершения платы за вывоз мусора

Жители многоквартирных домов не заметили разницы — плата за вывоз ТБО также останется в квитанции за коммунальные услуги и поступит на счёт Управляющей компании, которая заключила соответствующий договор с региональным оператором.

Однако в ряде случаев платежи должны поступать непосредственно в адрес регионального оператора:

  1. Если на общем собрании жильцов дома был утверждён такой порядок.
  2. Если жильцами не выбран способ управления домом, или дом находится в непосредственном управлении.
  3. Если управляющая компания не заключила соответствующий договор с оператором.
  4. Если производится плата за вывоз мусора из нежилого помещения или частного домовладения.

Льготные категории плательщиков

В целях повышения социальной защищённости граждан, отдельные категории жильцов могут воспользоваться правом денежной компенсации из бюджета за произведённую оплату услуг по вывозу ТБО:

  1. Инвалиды.
  2. Ветераны труда.
  3. Участники ВОВ и родственники погибших.
  4. Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.
  5. Жители блокадного Ленинграда.
  6. Принимавшие участие в боевых действиях.
  7. Незаконно репрессированные граждане.
  8. Многодетные семьи.
  9. Семьи, в которых воспитывается ребёнок с инвалидностью.

В некоторых регионах по инициативе местных властей список льготников может быть расширен.

Как было сказано выше, тариф на вывоз мусора устанавливается региональным оператором и согласовывается с местным органом власти.

В сумму, уплачиваемую за эту коммунальную услугу, входят следующие статьи расходов оператора:

  1. Транспортировка ТБО и ТКО — 61%.
  2. Обработка и утилизация мусора — 28%.
  3. Расходы на заключение договоров — 10%.
  4. Прочие сопутствующие расходы — 1%.

Каждый региональный оператор устанавливает свой локальный тариф на эти услуги. В среднем по стране тариф колеблется от 100 до 150 рублей с человека.

Сумма платежа за вывоз мусора, указанная в квитанции, рассчитывается следующим образом:

Платёж = норматив Х региональный тариф Х количество проживающих.

Если в квартире никто не прописан, тогда в расчёт берётся количество собственников помещения.

Тариф зависит от категории помещения (квартира, частный дом, дача, нежилое помещение).

Норматив определяется оператором на момент проведения процедуры конкурса по назначению ответственной за мусор компании, или же назначается конкурсной комиссией на основе региональных экономических и статистических данных.

При таком расчёте может использоваться соотношение фактически вывезенного мусора за определённый период к количеству жильцов конкретного дома или города в целом. При этом принимаются во внимание также нормы ТКО, утверждённые Постановлением Правительства от 04.04.2016 №269.

Как сэкономить на плате за вывоз мусора

Один или несколько жильцов могут длительное время отсутствовать по месту проживания. Это может произойти в случае длительной командировки, болезни, проживания у родственников и т. д. В таком случае плата за вывоз мусора в это период может не начисляться. Для этого документы, подтверждающие длительное отсутствие по месту жительства, предоставляются оператору для проведения перерасчёта.

Ещё один способ экономии — это раздельный сбор мусора.

Если на общем собрании жильцов многоквартирного дома будет принято решение о раздельном сборе мусора и будут созданы для этого необходимые условия, то в договоре с оператором можно предусмотреть оплату не за количество проживающих человек, а за фактический объём вывезенного мусора в тоннах или кубических метрах. В результате применения такого подхода экономия может составить до 50%. Однако ещё не во всех регионах имеется необходимая инфраструктура для переработки отсортированного мусора.

Можно ли не платить за вывоз мусора

Согласно жилищному законодательству, каждый гражданин обязан своевременно и в полном объёме оплачивать потребляемые коммунальные услуги, вне зависимости от наличия или отсутствия договора с поставщиком услуги. Поэтому избежать оплаты услуги вывоза мусора законным путём невозможно.

При неоплате, или несвоевременной оплате услуги, будет начисляться пеня. В случае, если такая мера воздействия на неплательщика не окажется эффективной, сумма задолженности будет взыскана с гражданина в судебном порядке, с привлечением службы судебных приставов-исполнителей.

Какие изменения произошли для россиян

  1. Плата за вывоз мусора теперь относится к категории коммунальных платежей. Она указывается отдельной строкой в ежемесячной квитанции за коммунальные услуги. Тарификация услуги регулируется государственными органами.

  2. В регионе действует лишь один оператор по вывозу и утилизации мусора, вместо нескольких небольших фирм, как было ранее.
  3. Все собственники жилых и нежилых помещений обязаны заключить договор с региональным оператором и производить плату за вывоз мусора.

    Даже при отсутствии договора, в случае неоплаты услуги, она будет востребована в судебном порядке.

  4. Плата за вывоз мусора теперь рассчитывается не по количеству квадратных метров в жилище, а по количеству проживающих в нём жильцов.

  5. Тарифы для различных категорий объектов (многоквартирный дом, частное домовладение, нежилое помещение) могут отличаться.
  6. Дачники тоже теперь обязаны оплачивать услуги по вывозу ТБО, поэтому дачные кооперативы и садоводческие товарищества обязаны заключить с оператором договоры на вывоз мусора.

  7. Для исключения монополизации рынка и необоснованного роста тарифов Правительство предусмотрело возможность общественного обсуждения тарифной ставки с целью приведения её к уровню, устраивающего как оператора, так и плательщиков.

Проблемы при реализации Мусорной реформы

Большинство регионов оказалось не готово к столь масштабным изменениям. Не везде была проведена соответствующая подготовительная работа в правовом и техническом аспектах, что в ряде городов привело к масштабным накоплениям мусора в первые месяцы 2020 года.

Не везде своевременно были определены региональные операторы и утверждены тарифы на их услуги.

Тем не менее позже ситуация стабилизировалась, однако до сих пор, в частности, не решён вопрос сортировки мусора, хотя раздельные контейнеры для различных его видов в ряде регионов внедрены.

Текущие итоги Мусорной реформы

С точки зрения рядовых граждан изменений практически не произошло, за исключением возросшей платы за вывоз мусора и расширения категорий плательщиков.

С точки зрения охраны окружающей среды изменения пока не слишком заметны, поскольку процедура раздельного сбора и утилизации мусора до сих пор не реализована в полной мере. Ведь органические остатки должны быть возвращены в почву, стекло, полимеры, металл, макулатура — повторно переработаны, прочие ТБО — утилизированы на мусоросжигательных заводах.

К сожалению, новые, высокотехнологичные мусоросжигательные заводы пока отсутствуют, а сжигание мусора по устаревшим технологиям, равно как и его захоронение, приводит к попаданию в воздух и грунтовые воды токсичных веществ в заметных концентрациях. Поэтому можно говорить, что полная реализация Мусорной реформы ещё далека от завершения.

Следующая

Источник: https://fms21.ru/zakonodatelstvo/zakon-o-vyvoze-musora.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.