Встать на жилищный учет

Содержание

Как встать на жилищный учет, если у одного из членов семьи нет десятилетнего срока проживания в Москве?

Встать на жилищный учет

Проблема 10 летнего срока проживания в Москве достаточно сложна.

В юридическую компанию «Controversia» обратилась семья, состоящая из 11 человек и проживающая в квартире площадью ≈90 м.

2 Семья столкнулась со следующей ситуацией: дом, в котором они проживают подпал под программу реновации жилищного фонда, а это означает, что в случае переселения и нахождении на жилищным учете, можно претендовать на получение взамен старого жилья новое сразу площадью по норме предоставления (18 м.2 на человека), без необходимости ожидания в очереди порядка 20 лет.

Однако для постановки на жилищный учет имеется одна загвоздка — один из совершеннолетних членов семьи проживает в Москве менее 10 лет. Как быть в данной ситуации? Есть ли реальная возможность в таком случае как‑то улучшить жилищные условия?

✔Как представляется, здесь нелишним будет сделать небольшое отступление и вкратце рассмотреть обоснованность правила о десятилетнем сроке проживания в Москве с политико‑правовой точки зрения. Данное правило содержится в Законе г. Москвы № 29 п.3 ст.7. С первого взгляда может показаться, что такая позиция московского законодателя, требующего десятилетнего проживания в Москве, вполне обоснована, что она позволяет ограничивать злоупотребления правом на получения жилья иногородним, переехавшим на постоянное жительство в Москву. Между тем, если рассмотреть правило о десятилетнем сроке проживания в контексте правила об ухудшении жилищных условий, то оно покажется не таким уж и обоснованным. Действительно, давайте представим, что после заключения брака с иногородним, произошло уменьшение площади жилья на каждого человека, и теперь площадь жилого помещения стала настолько мала, что можно вставать на жилищный учет (т.е. до 10 м.2 на человека), однако в силу правила о намеренном ухудшении жилищных условий, право на постановку на учет в этом случае возникнет только по истечению 5 лет после заключения такого брака. И вот теперь, даже после 5 лет, встать на жилищный учет все равно не получиться, потому что будет действовать требования для иногороднего супруга о наличии 10 летней прописки в Москве. Мы убеждены, что срок проживания для иногородних в Москве должен быть сокращен до 5 лет хотя бы в тех случаях, когда переезд в Москву был осуществлен ввиду брака и в течение всего 5 летнего периода брак не распался.

Возвращаясь к основному предмету нашего изложения, хотелось бы предварительно раскрыть противоречивые аспекты московского законодательства по этому вопросу, далее рассмотреть актуальную судебную практику и оценить перспективу дела, которое ведут юристы компании «Controversia»

Мы уже упоминали о том, что требование о десятилетнем проживание содержится в п.3 ст.7 Закона № 29 г. Однако встает резонный вопрос, к кому обращено данное требование? Ко всем совершеннолетним членам семьи или к тем членам семьи, которые желают встать на жилищный учет? А возможна ли вообще постановка на учет не всех членов семьи, а только некоторых?

Если отталкиваться от прямого смысла закона № 29 возможность постановки на учет отдельных членов семьи имеется. Дело в том, что в соответствии с п.2. ст. 11 указанного закона: Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее — заявитель).

Таким образом, главный закон, регламентирующий постановку москвичей на жилищный учет, не запрещает вставать на учет отдельным членам семьи, более того, исходя из приведенной выше статьи, такое прямо предполагается, ввиду того простого факта, что право на постановку граждан на жилищный учет имеет распорядительный характер и человека никак нельзя принудить к использованию этого права.

✔Несмотря на конкретное указание закона, ДГИ неоднократно отказывал в постановке на учет, если один из членов семьи по каким‑либо причинам не подписывал заявление, тем самым не желал быть признанным нуждающимся в получении жилья. Однако вся практика Пресненского районного суда практически всегда сводилась к тому, что решения ДГИ отменились. Для примера можно привести дела № 33-9343/2018; 33-2379/2017. В московском городском суде все апелляционные жалобы ДГИ также отклонялись.Однако в 2018 году вносятся поправки в постановление правительства Москвы № 815. Теперь:

  1. п.4.4 данного постановления гласит: Критерием определяющим единицу учета является адрес жилого помещения. На каждую единицу учета формируется одно учетное дело. Разделение учетных дел не производиться;
  2. п.4.5 постановления звучит следующим образом: Основанием для формирования учетного дела является заявление от всех граждан, проживающих в жилом помещении по месту жительства;
  3. п.4.6 постановления содержит следующее правило: Принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается;

✔На наш взгляд, выглядит достаточно странным, что в тот момент, когда полным ходом начинает работать программа реновации жилищного фонда, правительство Москвы вносит такие изменения в свое постановление. Не является ли это попыткой сэкономить деньги бюджета города? Ведь многие граждане даже не надеются при жизни получить жилье стоя в очереди, а сейчас, каждый ,кто попал под действие программы реновации, реально осознает, что у него есть шанс улучшить свои жилищные условия и, в случае наличие все иных условий, обязательно подаст заявление. Однако с точки зрения юридической техники, мы считаем, что такой запрет не должен действовать, в силу того, что указанные пункты постановления правительства Москвы не соответствует акту, имеющему высшую юридическую силу, а именно Закону города Москвы № 29. Об этом продолжим ниже

Итак, по существу мы имеем типичную для правовой действительности ситуацию, когда один нормативно‑правовой акт противоречит другому. Закон города Москвы № 29 в п.2. ст.

11 прямо указывает, что заявление о признании нуждающимися в жилом помещении подписывается не всеми членами семьи, а только теми из них, которые желают встать на жилищный учет, с другой стороны — несколько пунктов постановления правительства Москвы № 815 содержат прямо противоположные требования, указывая, что заявление обязательно должно быть подписано всеми членами семьи. Как разрешить данный казус?

Позиция наших специалистов по данному вопросу однозначна — правила предусмотренные постановлением правительства Москвы № 815 применяться не должны.

И если один из членов семьи по каким‑либо причинам не желает вставать на жилищный учет (пусть даже в силу того, что у него нет на это права), основанием для отказа в признании нуждающимся в жилом помещении у остальных членов семьи этот факт быть не может. Наша позиция подкреплена следующими аргументами:

  1. Между заявителями и ДГИ г. Москвы при подаче заявления о принятии на жилищный учет складывается определенное публично‑правовое правоотношение. В соответствии с общими принципами права и позицией, которую неоднократно высказывал Верховный суд РФ для того, чтобы правильно разрешить спорную ситуацию, необходимо применить тот нормативный акт, который регламентирует конкретное спорное правоотношение. Какой нормативный акт регламентирует условия и порядок принятия на жилищный учет москвичей? Единый порядок постановки на учет предусмотрен законом города Москвы №29 и законом горда Москвы №7. Постановление правительства Москвы № 815 не регламентирует правоотношение возникающее между гражданами и ДГИ по вопросу принятия на учет. Данное постановление утверждает порядок учета граждан, т.е. действия сотрудников государственных органов по ведению учета граждан уже признанных нуждающимися в жилых помещениях на основании закона №29. Содержать условия и дополнительные требования для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях данное постановление не может;
  2. В соответствии с общими принципами права, а также с п.2 ст. 11 ГПК РФ: Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. Закон города Москвы №29 имеет большую юридическую силу, нежели постановление правительства Москвы № 815, поэтому противоречие между указанными актами должно бесспорно разрешаться применением закона города Москвы;

Казус с которым столкнулись специалисты нашей компании не единственный случай. Судебная практика уже имела дело с подобным вопросом после внесения указанных выше поправок в постановление правительства № 815.

В 2018 году ДГИ отказал гражданам в постановке на учет по основанию отсутствия у одного из членов семьи 10 летней прописки в Москве.

Указанный член семьи заявление не подписывал, более того, приложил ходатайство, в котором высказал свое нежелание вставать на жилищный учет.

Далее дело попало в Пресненский районный суд.

Исковое заявление в Пресненском районном суде попадает судье Кузьмичеву Артему Николаевичу. Правовая позиция судья полностью соответствует правовой позиции специалистов компании «Controversia».

Выглядит она следующим образом: требования о десятилетнем проживании в Москве относятся не ко всем членам семьи, а к тем, которые подали заявление и желают быть признанными нуждающимися в жилом помещении.

А раз один из членов семьи такое заявление не подавал, более того, представил отдельное ходатайство о своем нежелании встать на жилищный учет, правило о 10 летнем проживании на такого члена семьи распространяться не должны. На наш взгляд вполне адекватная правовая позиция, не требующая дальнейшего комментирования. Номер дела — 02-2999/2019

Однако позиция судьи Кузьмичева Артема Николаевича в апелляции не устояла. Московский городской суд решение Пресненского районного суда отменяет. Аргументы апелляционной инстанции сводятся к перечислению правил постановки на учет, указанных в постановлении правительства Москвы №815. Вопрос о наличии несоответствия данного постановления закону г.

Москвы № 29 в мотивировочной части решения не раскрывается.

Между прочим, судьи апелляционной инстанции привели довод в поддержку своего решения, который заключается в том, что член семьи, не подписавший заявление о принятии на учет и не желающий быть признанным нуждающимся в жилом помещении, в случае принятия других членов семьи, все равно фактически улучшит свои жилищные условия. Номер дела — 33-29997/2019

✔Не правовой характер подобной аргументации, на наш взгляд, не вызывает сомнений. Достаточно указать на то, что до внесения поправок в постановление правительства Москвы №815 никаких проблем при принятии решений о постановке на учет отдельных членов семьи у судов не было.

К сожалению, специалистам компании «Controversia» для того, чтобы отстоять законные интересы своих доверителей, приходиться проходить тот же путь, что и истцы, материалы дела которых анализировались нами выше.

Однако наша позиция принципиальная и тверда, если имеются правовые основания и перспектива положительного решения дела, мы вместе с нашими доверителями будем бороться до самого конца.

В современной судебной практике огромное количество дел, которые отменяются в кассационной и надзорной инстанции, поэтому тот факт, что положительного решения в суде апелляционной инстанции добиться не удалось, далеко не повод отчаиваться. Необходимо понимать, что только борьба за право порождает само право! (Номер дела, которое ведут юристы компании «Controversia» 33-414148/2020)

Если Вам понравился изложенный материал и Вы хотите поделиться своим мнением по данному казусу, оставляйте комментарии ниже. Мы обязательно продолжим данным очерк после того, как наше дело рассмотрит кассационная инстанция.

Вам также может понравиться

Источник: https://controversia.ru/kak-vstat-na-zhilischnyy-uchet-esli-u-odnogo-iz-chlenov-semi-net-desyatiletney-sroka-prozhivaniya-v-moskve/

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Встать на жилищный учет
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Жилищное право » Найм жилого помещения » Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Во избежание коррупционных и неправомерных действий закон строго регламентирует порядок этого обеспечения.

Право на жилье для каждого гражданина закреплено многими российскими законодательными актами и является неотъемлемым. Реализуя конституционное положение (см. в ст.

40), закон предусматривает возможность обеспечения жилищем каждого нуждающегося в нем гражданина.

Во избежание коррупционных и неправомерных действий со стороны органов, которые уполномочены рассматривать вопросы обеспечения граждан жильем, закон строго регламентирует порядок этого обеспечения.

Рассмотрим подробно, какими особенностями обладает принятие и учет граждан в качестве нуждающихся, снятие с учета, какие правомочия есть у нуждающихся в жилье граждан.

Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Гражданин может быть поставлен на учет при наличии у него оснований для этого и предоставления должным образом заверенной документации, необходимой для осуществления указанной процедуры. Важно, чтобы человек, который намерен встать на учет, имел постоянное место жительства в населенном пункте, в котором ему будет предоставлено помещение для проживания.

Если у гражданина есть несколько оснований, по которым он может быть признан нуждающимся, принимающий орган может поставить его на учет, руководствуясь любым из этих оснований.

Постановка на учет осуществляется органом местного самоуправления (МСУ), после рассмотрения заявления, поданного гражданином в установленном законом порядке и должным образом оформленного.

Вместе с заявлением предоставляется пакет необходимых для оформления и подтверждения статуса гражданина документов. За недееспособных граждан пакет документов в МСУ предоставляет их представитель.

О принятии решения о постановке на учет или отказе в постановке заявитель должен быть уведомлен не позднее чем через месяц со дня подачи заявления, не считая выходных и праздничных дней.

Процедура принятия граждан на учет

Гражданин, желающий встать на учет, подает заявление о своем намерении в органы МСУ в установленном порядке. Заявление должно быть написано с соблюдением предъявляемых к нему требований.

Не допускается внесение изменений и дописок, если это не разрешено принимающей заявление стороной. Вместе с заявлением предоставляется перечень документов, подтверждающих право заявителя на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилье.

Список таких документов приведен ниже, но за уточнением требований гражданину нужно обратиться в орган, осуществляющий принятие на учет.

Заявителю выдается документ, подтверждающий принятие бумаг.

С этого момента в установленном порядке начинает исчисляться срок для принятия уполномоченным органом решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, если по каким-либо причинам орган усматривает основания для отказа.

Заявителю в течение трех дней с момента принятия решения, направляется документ, содержащий положительное или отрицательное решение. Причины отказа разъясняются заявителю в указанном документе и должны быть понятны и обоснованы.

Категории лиц, которых закон наделяет правом на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилье

Нуждающиеся в жилых помещениях граждане, имеющие в составе семьи трех и более детей, не достигших совершеннолетия, имеют право на предоставление жилья, таким правом также наделены малоимущие граждане и их семьи, недееспособные граждане, лица, имеющие инвалидность, или имеющие в составе семьи инвалида, ветераны военных действий. Принадлежность к какой – либо из перечисленных категорий должна подтверждаться списком определенных документов. Важно отметить, что основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях должны быть полностью обоснованы, закон строго запрещает искусственно создавать условия, дающие возможность получения жилья.

Гражданам, вставшим на учет, жилье предоставляется согласно очереди, однако, некоторым категориям лиц доступно внеочередное получение жилья, к ним относятся:

  • Сироты, или дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании срока их пребывания в государственных учреждениях (детских домах, образовательных учреждениях), как правило, молодые люди покидают указанные учреждения в 18 лет и имеют право на получение жилья. Кроме того, молодой человек может встать на учет после службы в вооруженных силах РФ, или после отбытия наказания в местах лишения свободы.
  • Лица, чьи жилищные условия дают основания на получение другого жилья, а именно граждане, проживающие в помещениях, которые не подлежат ремонту и восстановлению и не обеспечивают нормальные условия проживания.
  • Лица, страдающие определенными формами заболеваний, список этих заболеваний утвержден Правительством РФ, с наименованиями болезней можно ознакомиться в принимающем документы органе.

Следует отметить особое положение молодых семей в вопросах получения жилья. Государство предоставляет помощь для молодых семей выделением субсидии. Для ее получения необходимо собрать установленные документы и обратиться в орган МСУ для постановки на учет.

Роль органов МСУ при рассмотрении вопросов учета

Закон наделяет органы местного самоуправления обязанностями:

  • определять основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях;
  • принимать на рассмотрение предоставленные гражданами заявления по поводу постановки на учет;
  • рассматривать документы, прилагаемые к заявлению, на предмет соответствия законным требованиям;
  • принимать решения по указанным заявлениям по поводу учета, такие как: принятие на учет, отказ в принятии, снятие с учета.

В обязанность уполномоченного органа входит соблюдение сроков рассмотрения заявления и направления решений заявителю. Указанная государственная структура также уполномочена на признание жилья непригодным для проживания. Исполнительный орган имеет полномочия по признанию граждан малоимущими, анализируя документы о доходах, предоставленные заявителем и информацию о расходах.

Документы, необходимые для постановки на учет

Власти региона, в котором гражданин становится на учет, утверждают перечни бумаг, необходимых для процедуры оформления, но основой этого перечня в любом регионе являются:

  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и его принадлежность к гражданству РФ, документы, удостоверяющие личности членов семьи заявителя.
  • Заявление в уполномоченный орган о принятии на учет. Этот документ должен быть подписан самим заявителем и членами его семьи.
  • Документы, которыми доказывается фактическое проживание заявителя в регионе, в котором он планирует получить жилье, другие документы о месте жительства заявителя и его семьи.
  • Документы, удостоверяющие статус сироты, или лица, оставшегося без попечения родителей, выданные органами опеки и попечительства.
  • Справки, в которых указывается численность семьи и распределены родственные связи.
  • Документы, которыми определяется уровень обеспеченности гражданина жильем.
  • Сведения о доходах заявителя и его семьи.
  • Задокументированные сведения об имуществе, принадлежащем нуждающемуся в жилье гражданину и членам его семьи, за которые уплачиваются налоги.
  • Удостоверения, которыми утверждается особый статус лица (например, удостоверение об участии в боевых действиях).

Ведение учета нуждающихся в жилье граждан

Информация о принятых заявлениях в обязательном порядке заносится принимающим органом в книгу регистрации заявлений. Сведения о гражданах, получивших положительное решение по заявлению, вносятся в книгу учета нуждающихся в жилье граждан.

Указанным книгам присваиваются номера, прошиваются и нумеруются листы. Порядок внесения изменений, исправления помарок в указанных документах четко установлены. Все изменения удостоверяются руководителем и заверяются печатью.

Один раз в 12 месяцев производится сверка сведений и перерегистрация граждан, находящихся на учете.

Процесс перерегистрации представляет собой предоставление в уполномоченный орган гражданами документации, подтверждающей отсутствие изменений в статусе гражданина относительно жилья, или наличие таких изменений, прием органами документов, их анализ и рассмотрение.

На любого гражданина, вставшего в законном порядке на учет, органы МСУ заводят учетное дело. Также указанные органы хранят в своих помещениях документацию по поводу учета граждан.

Орган МСУ снимает граждан с учета, при выделении жилья или выявлении обстоятельств, предусматривающих снятие с учета, в том числе предоставления гражданином документов, подтверждающих прекращение его статуса нуждающегося в жилье.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

При постановке на учет необходима только постоянная регистрация или возможно с временной регистрацией?

Анна 30.07.2020 10:14

Добрый день.

Источник: https://advokat-malov.ru/najm-zhilogo-pomeshheniya/prinyatie-na-uchet-grazhdan-v-kachestve-nuzhdayushhihsya-v-zhilyh-pomeshheniyah.html

Встать на учет по улучшению жилищных условий: куда обратиться

Встать на жилищный учет

Чтобы получить жилье от государства, требуется простоять какое-то время в очереди нуждающихся. Каждый регион России разрабатывает свои правила постановки граждан на учет и ведения очереди, однако общие моменты характеры для всех. Сегодня рассмотрим, какие нужны документы и куда обращаться, чтобы встать на учет по улучшению жилищных условий.

Кто имеет право встать на учет

Чтобы встать на учет в очередь, нужно иметь право на улучшение жилищных условий. Для этого должно одновременно соблюдаться два условия:

  1. Человек входит в определенную категорию граждан, которой государство оказывает соответствующую поддержку: малоимущие, многодетные, молодые супружеские пары, инвалиды, ветераны, военнослужащие, педагоги и другие, перечень данных лиц широкий.
  2. Граждане объективно нуждаются в улучшении жилищных условий. Например, у них вообще нет своего жилья, данное жилье не проходит по квадратуре, не отвечает техническим или санитарным нормам, или в квартире опасно проживать из-за наличия тяжелого больного.

Эти факты должны быть подтверждены документально до подачи заявления о постановке на учет. Если хотя бы один фактор не соблюден (например, многодетное семейство проживает в просторном доме и имеет хороший, достаточный для жизни доход) – в постановке в очередь откажут. На учет попасть не получится и если человек ухудшил жилищные условия намеренно.

Подробнее о праве на улучшение жилищных условий читайте по этой ссылке.

Куда обращаться

Постановкой граждан на жилищный учет занимается местный орган власти по месту проживания заявителя. Конкретное наименование зависит от административного деления данного муниципалитета.

Куда обратиться с документами по улучшению жилищных условий:

  • администрация города, городского округа;
  • администрация сельского поселения, поселка, деревни;
  • если город делится на районы – районная администрация, управа;
  • если администрация внутренне делится по вопросам деятельности, то это может быть департамент, управление, комитет или комиссия по жилищным вопросам.

Важно! Узнать наименование органа, куда именно обращаться в вашем случае, можно по телефону местного муниципалитета. У специалиста нужно уточнить, какой именно орган занимается ведением жилищного учета по улучшение условий проживания.

Порядок действий

Чтобы администрация поставила семейство на учет, необходимо:

  1. Подтвердить статус малоимущих (многодетных или любой другой статус, необходимый для получения жилья).
  2. Собрать документацию на нуждаемость.
  3. Подать заявление с просьбой встать на учет.
  4. Дождаться решения о постановке на учет или об отказе.
  5. Далее в зависимости от темпа продвижения очереди – дождаться получения жилья или другой льготы.

Поскольку большая часть населения принимается на учет как малоимущие, разберем этот вопрос подробнее.

Шаг 1. Получить статус малоимущих

Статус малоимущих присваивается соответствующей администрацией города, поселка, сельского поселения, в котором проживает семейство. Можно получить статус малоимущего как на отдельного человека (если он проживает один), так и на все семейство – при этом расчет дохода ведется на всех поименованных в заявлении лиц.

Что оценивают при получении статуса малоимущих:

  • доход на одного члена семьи – он должен быть меньше прожиточного минимума, установленного в регионе;
  • совокупную стоимость имущества, принадлежащего семье – она также должна быть меньше установленной в регионе.

Семьей в данном случае будут считаться люди, проживающие совместно в одном помещении и ведущие совместное хозяйство. Иными словами, если с вами проживает бабушка, которая получает пенсию и участвует в общем хозяйстве, исключать ее из состава семьи нельзя.

Чтобы получить статус малоимущих, нужно написать заявление, приложить к нему документацию по списку ниже и подать пакет в местный отдел соцзащиты. Передать бумаги можно и через МФЦ, если такая  возможность имеется.

Примерный бланк заявления можно скачать по этой ссылке. Как правило, отделы соцзащиты разрабатывают собственные бланки и помогают с их заполнением.

Максимальный срок рассмотрения заявки граждан – 30 дней, однако на практике процедура занимает меньше времени.

С готовым решением о статусе малоимущих на руках можно собирать остальные справки для постановки в очередь на улучшение жилищных условий.

Шаг 2. Собрать документы на нуждаемость

Справки на нуждаемость должны подтвердить, что семье реально требуется улучшение жилищных условий. Нужно будет собрать:

  • копии паспортов граждан (все страницы, в том числе чистые);
  • копия свидетельства о заключении или расторжении брака;
  • подтверждения рождения или усыновления детей;
  • справка о составе семьи, выписка из домовой книги (со сведениями о площади помещения, прописанных, их родстве);
  • копия финансово-лицевого счета;
  • копия техпаспорта на жилье;
  • справка из БТИ о наличии (отсутствии) в собственности недвижимости граждан, рожденных до сентября 1998 года жилого помещения;
  • копия документа о правах на жилье, в котором сейчас проживает семья заявителя (договор соцнайма, выписка из ЕГРН, свидетельство на собственность);
  • если в квартире проживает тяжелобольной человек – копия медицинского заключения или врачебной справки.

Внимание! Когда справки собраны, нужно заполнить заявление о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Бланк разрабатывается местной администрацией. Примерную форму можно скачать по этой ссылке.

Шаг 3. Подать документы на нуждаемость и получить решение

Затягивать с подачей заявки об улучшении жилищных условий не стоит. Рекомендуется подать пакет в течение 10 дней с момента получения самой ранней справки, т.к. ряд документов имеют срок действия. Например, справка о составе семьи на практике теряет силу спустя 10 дней с момента выдачи – с просроченными документами встать на учет нельзя.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней. По итогам администрация примет решение о постановке на учет или об отказе. Решение об отказе можно обжаловать в суде, если есть основания полагать, что оно было вынесено незаконно.

Положительное решение означает, что семья встала в очередь. Она движется достаточно медленно – недвижимости гораздо меньше, чем граждан, желающих ее получить. Ожидание может растянуться на годы, поэтому встать в нее – только начало пути.

Как ускорить движение очередников

В очереди на жилье постоянно происходят изменения. Одни граждане получают преимущества, другие – теряют право на улучшение жилищных условий. Подаются новые заявление с просьбой встать на жилищный учет по улучшению условий – ожидание растягивается.

Встать на учет в приоритетном порядке для получения жилья имеют:

  • многодетные – если рождается третий ребенок, то позиция в очереди меняется;
  • инвалиды и тяжелобольные.

Другие категории граждан могут устанавливаться в качестве приоритетных для получения улучшений в самом регионе.

Итак, чтобы встать на учет для улучшения жилищных условий, нужно подготовить ряд документов и дождаться решения администрации. Процесс длительный, но с точки зрения расходов практически бесплатный. Чтобы не ждать продвижения в очереди, а получить свою недвижимость, можно рассмотреть варианты ипотеки с господдержкой и другие варианты субсидий для приобретения жилья.

Будем благодарны за лайк и репост статьи в любой соцсети!

Если остались вопросы о том, как встать на жилищный учет и добиться улучшения условий – задайте их нашему дежурному юристу в чат в правом нижнем углу экрана.

Источник: https://ipotekaved.ru/subsidiya/vstat-na-uchet-po-uluchsheniju-zhilishhnyh-uslovij.html

Учет граждан для обеспечения жильем из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату

Встать на жилищный учет

Максим Астапов

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В предыдущих публикациях мною были рассмотрены общие основания получения жилья из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату и порядок признания граждан малоимущими.

В данной публикации рассмотрим вопросы принятия граждан на жилищный учет.

Факт принятия гражданина на соответствующий жилищный учет органом местного самоуправления является важным и обязательным условием для того, чтобы гражданин мог получить жилье от государства или органа местного самоуправления (п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Для предоставления жилого помещения на учет должны быть приняты нуждающиеся в жилых помещениях граждане, как признанные малоимущими, так и имеющие право в соответствии с законодательством получить жилье государственного или муниципального жилищного фонда независимо от имущественного положения.

При этом если гражданин имеет право на получение жилья по разным основаниям, он может быть принят на учет по любому из оснований по своему выбору или по всем основаниям одновременно (п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Следует объяснить, что принятие гражданина на жилищный учет по нескольким основаниям одновременно не означает, что гражданину могут быть предоставлены несколько жилых помещений по всем основаниям.

Это следует понимать так, что гражданин, будучи принятым на учет по разным основаниям, может получить жилое помещение за счет государственного или муниципального жилищного фонда по одному основанию, по которому жилое помещение предоставляется раньше или исходя из иных соображений на усмотрение самого гражданина.

Граждане, претендующие на получение жилья, для постановки их на жилищный учет с заявлением о принятии на учет должны представить необходимые для этого документы.

В связи с введением в действие внутриведомственных систем учета некоторые из документов, необходимые для принятия граждан на жилищный учет, могут быть получены по запросу самим органом, ведущим жилищный учет, по системе межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Как и в случае признания граждан малоимущими порядок ведения жилищного учета граждан в целях дальнейшего обеспечения жильем определяется законом субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ). Ведут жилищный учет органы местного самоуправления.

На жилищном учете граждане состоят вплоть до получения жилого помещения или снятия их с учета без предоставления жилья, когда выявлены такие основания (ст. 55 Жилищного кодекса РФ).

В том случае, если граждане, обратившиеся с заявлением о принятии их на жилищный учет, в течение пяти предшествующих пяти лет до дня обращения намеренно ухудшили свои жилищные условия таким образом, что стали нуждающимися в жилых помещениях, право на обращение с заявлением о принятии их на учет они могут подать лишь по истечении пяти лет (ст. 53 Жилищного кодекса РФ).

Применение правил ст. 53 Жилищного кодекса РФ всегда носило особо острый, спорный характер. Жилищный кодекс РФ четких критериев для отнесения различных действий и сделок с жильем к намеренному ухудшению жилищных условий не содержит.

Правильному пониманию применения ст. 53 Жилищного кодекса РФ поможет позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Суд разъяснил, что по смыслу ст.

53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст. 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст.

10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В этой ситуации, по мнению Конституционного Суда, решение вопроса о том, можно ли рассматривать в конкретном частном случае предъявление иска о разделе жилой площади в отношении заявителя и иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Перечень оснований, когда гражданину может быть отказано в принятии на жилищный учет содержится в ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ:

  • не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
  • ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок.

Снятие граждан с жилищного учета регламентировано ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Для снятия с учета установлены следующие основания:

  • подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
  • утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
  • их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  • выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет”.

При применении п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в отношении граждан, принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 года, следует учитывать положения п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Указанным Законом устанавливается правило о том, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, то есть до введения в действие нового Жилищного кодекса РФ, не могут быть сняты с учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56.

Для снятия граждан с учета в этих случаях применяются правила, которые были предусмотрены до введения нового кодекса, то есть ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г.

Это, например, означает, что если доходы гражданина, принятого на учет до 1 марта 2005 года, не позволят признать гражданина малоимущим, то есть превышают установленный для малоимущих минимум, снять такого гражданина с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, нельзя, поскольку законодательство, действовавшее до 1 марта 2005 года, такого основания для снятия с жилищного учета не содержало.

Ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст.

52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (см. об этом также п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г.

№ 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”).

О праве лиц, претендующих на получение жилья без учета их имущественного положения и сохраняющих это право после принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации, высказывался Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 апреля 2011 г.

№ 551-О-О “По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Решение о снятии граждан с учета должно быть мотивированным, выносится оно в срок не более 30 дней со дня, когда основание для снятия граждан с учета выявлено уполномоченным органом и направляется гражданам, в отношении которых оно принято в течение 3 дней со дня его принятия (ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

Отсутствие в решении о снятии гражданина с учета мотивированных оснований может повлечь признание такого решения незаконным (п.

1 Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 г.).

Однако, из абз. 4 того же п.

1 Обзора следует, что суд, рассматривая доводы заинтересованных граждан, оспаривающих такие решения по причинам их недостаточной мотивировки, устанавливает фактические обстоятельства, послужившие для принятия решения.

Если орган, осуществляющий жилищный учет, не сможет обосновать принятое решение надлежащими доказательствами, суд признает решение незаконным со ссылкой на ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

В следующей публикации будут рассмотрены правовые аспекты предоставления жилья нуждающимся гражданам на условиях договора социального найма. 

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/astapov/uchet-grazhdan/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.