Время между сменами

Режим труда и отдыха водителей: старые и новые требования с 2018

Время между сменами

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров.

Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

ПериодФактическое времяРабочее время
Предрейсовый осмотр15 минут15 минут
Управление ТС30 минут30 минут
Погрузка30 минут30 минут
Управление ТС3 часа3 часа
Охрана груза2 часа40 минут (30 %)
Разгрузка30 минут30 минут
Управление ТС3 часа3 часа
Послерейсовый осмотр15 минут15 минут
ИТОГО10 часов8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  •  на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части.

Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения).

При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю.

Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд.

Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа.

Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п.

 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Узнать больше

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

Вид правонарушенияРазмер штрафа
1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.3. Нарушение правил использования тахографаОт 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц
Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыхаОт 1 000 до 3 000 рублей

Источник: https://kontur.ru/articles/5169

Межсменный отдых при суммированном учете рабочего времени

Время между сменами

Междусменный отдых как разновидность времени, предоставляемого работнику на собственное усмотрение, оговорен в ст. 107 ТК РФ.

Продолжительность смены ограничена нормами ст. 94 ТК РФ. Ограничения не распространяются на всех работников: они введены только для нуждающихся в дополнительной защите категорий работников.

Например, для работающих и обучающихся одновременно смена не должна длиться больше 4 часов.

Ограничения длительности смены всех работников могут быть введены коллективным договором или отраслевым соглашением.

Длительность междусменного перерыва регламентируется не трудовыми нормами, а санитарными правилами. Согласно СП 2.2.2.1327-03, допускается два варианта продолжительности междусменного отдыха:

1. вдвое дольше продолжительности смены (или еще длительнее),

2. минимум 8 часов – только, если работа необходима для ликвидации аварии.

Обратите внимание! Санитарные нормы обязательны к исполнению работодателем, как и трудовые. За их нарушение предусмотрена ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 104 ТК РФ суммированный учет рабочего времени (СУРВ) вводится тогда, когда работодатель не может соблюсти требования по дневной/недельной норме трудочасов. Частными случаями СУРВ являются:

  • гибкий график;
  • сменная работа. 

Таким образом, время отдыха между сменами при СУРВ не зависит от того, какой режим установлен на предприятии в целом или для конкретного работника. Оно устанавливается с учетом требований гл. 18 ТК РФ.

Для некоторых профессий имеются требования по длительности времени отдыха при СУРВ независимо от режима. Например, согласно п. 25 приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15 организации, ведущие СУРВ, должны предоставлять водителям на отдых не меньше 12 часов. 

Время отдыха между сменами по ТК РФ при сменном графике работы: как составляется график 

График работы и времени отдыха между сменами при сменной работе устанавливается с учетом положений ст. 91, 94, 103, 108, 110 ТК РФ:

  1. График сменности составляется таким образом, чтобы соблюдались нормы трудочасов в зависимости от выбранного учетного периода: за месяц, квартал, год.
  2. Норма рабочего времени за месяц рассчитывается по формуле, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н: 

N = (Rn / 5) × Rd – Chppd, 

где: Rn — продолжительность рабочей недели;

Rd — количество рабочих часов в месяц;

Chppd — количество сокращенных часов в предпраздничные дни. 

Например, месячная норма за март 2017 года такова: (40 / 5) × 22 – 1 = 175 часов. Праздник 8 Марта выпал на среду, этот день нерабочий, а предпраздничный день 7 марта сокращается на 1 час.

В том же приказе указан порядок расчета нормы за год. 

  1. Ставить работника в 2 смены подряд нельзя.
  2. В графике учитывается время перерыва, предоставляемое для отдыха и приема пищи. Считается ли оно рабочим, зависит от того, есть ли у работника возможность покинуть рабочее место и использовать время на свое усмотрение.
  3. Один раз в неделю у работника должен быть перерыв не меньше 42 часов.
  4. График сменности составляется не позже чем за месяц до его введения.
  5. Установленный график доводится до каждого работника (на практике под подпись). 

Если работник вышел на работу во время отдыха при сменном графике работы, этот день должен быть оплачен не меньше чем в двойном размере в соответствии со ст. 153 ТК РФ. 

Время отдыха при 12-часовом рабочем дне 

Порядок предоставления времени отдыха при 12-часовом рабочем дне рассмотрим на примере установления скользящего графика, предусмотренного ст. 102 ТК РФ:

  1. Поскольку при 12-часовом рабочем дне невозможно соблюсти требование о 40-часовой рабочей неделе, работодатель вводит СУРВ и утверждает график сменности.
  2. Введение СУРВ и установление времени отдыха прописывается в правилах внутреннего распорядка предприятия.
  3. Законодатель не требует обязательного получения одобрения предлагаемого работодателем графика от профсоюза, в отличие от установления графика в режиме сменной работы.
  4. Работник имеет право на все виды отдыха, предусмотренные ТК РФ, кроме нерабочих праздничных дней, на которые выпала его смена. В связи с этим в графике должны учитываться перерывы на обед, обогрев, кормление ребенка, междусменные выходные часы/дни.
  5. Ночное время, попавшее на смену, на 1 час не сокращается, но оплачивается в повышенном размере.
  6. Исходя из положения, установленного п. 11 постановления от 24.09.1929, делается вывод, что после каждой 12-часовой смены работник должен отдыхать не меньше чем 24 часа и 1 раз в неделю не меньше 42 часов согласно ст. 110 ТК РФ.
  7. В ТК РФ нет запрета на назначение работника в 2 смены подряд при гибком режиме работе. Вторая смена будет считаться работой в выходной день, поэтому предварительно должно быть получено письменное согласие работника, а его труд за эти часы оплачивается в двойном размере. 

***

Таким образом, время отдыха при 12-часовой рабочей смене или смене иной продолжительности устанавливается исходя из общих правил гл. 18 ТК РФ. Небольшие особенности имеются в режимах сменной работы или скользящего графика. А вот в отношении времени отдыха при СУРВ в ТК РФ каких-либо примечаний не имеется, но их можно найти в положениях, регулирующих деятельность конкретных специалистов.

***

Хотите узнать больше о суммированном учете рабочего времени? Готовые решения разработал КонсультантПлюс. Если вы еще не пользуетесь этой системой постоянно, можете оформить бесплатный доступ на 2 дня или заказать прайс-лист.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: https://rusjurist.ru/kadry/vremya_otdyha/mezhsmennyj_otdyh_pri_summirovannom_uchete_rabochego_vremeni/

Пересмотреть требования СанПиН 2.2.2.1327-03 к продолжительности отдыха между сменами

Время между сменами

Инициатива № 55Ф40201 Уровень инициативы: Федеральный П.п.10.24 “Продолжительность ежедневного отдыха между сменами должна быть вдвое больше продолжительности работы. Меньший отдых (но не менее 8 часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы).

” Данное требование является чрезмерно жёстким и во многих случаях – невыполнимым, что ставит работодателя в положение “вечного правонарушителя”. Так, правонарушениями при работе на полную ставку (стандартные по ТК РФ 40 часов в неделю) оказываются: – Практически любая сверхурочная работа.

Поскольку работники ходят в отпуска, болеют, отпрашиваются и прогуливают, и их нужно кем-то подменять, такие “правонарушения” неизбежны. – Наличие обеденного перерыва, так как обед отнимает время у междусменного отдыха, делая его меньше двукратной продолжительности рабочего времени. Уменьшение же смены как таковой приводит к временному отсутствию работника на рабочем месте.

Для предприятий с непрерывным трудовым процессом* это крайне нежелательно. Нужно заметить, что во внерабочее время, в том числе и в обеденный перерыв, работник на своём рабочем месте является посторонним частным лицом. Вернуться к работе он может (но – не “обязан”) лишь на свой страх и риск, неся полную ответственность вплоть до уголовной за свои, в качестве постороннего лица, действия.

В том числе и в случае нештатной ситуации. * Здесь понятие “непрерывный трудовой процесс” включает в себя “ведение непрерывного технологического процесса”, но не ограничивается этим. К примеру, работа диспетчеров круглосуточных служб тоже в него войдёт, только процесс будет не “технологический”, а “организационный”, и т.п..

– Любой график с пересменкой** аналогично нарушает либо требование СанПиН, либо требование ст. 110 ТК РФ “Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов”, так как пересменка отнимает время от междусменного и еженедельного отдыха.

** Пересменка – период рабочего времени при непрерывном трудовом процессе, когда работают одновременно те, чьё рабочее время подходит к концу, и вновь пришедшие. Нужен, чтобы дать последним возможность (а также – обязать их) ознакомиться с ситуацией на рабочих местах до начала основной части своего рабочего времени. Характерная продолжительность 10-30 минут, иногда составляет до часа.

– При наличии непрерывного трудового процесса – противопожарные, противоаварийные и прочие тренировки персонала, так как их невозможно провести без отрыва от основной деятельности, и нужно дополнительное, вне основного графика смен, рабочее время.

В дополнение к вышеуказанному, жёсткость указанного требования СанПиН сильно ограничивает возможности составлять графики работы с удлинённым рабочим днём.

Так, под запретом оказываются варианты вроде “2 смены по 12 часов – 2 выходных”, которые за большее утомление к концу смены дают работнику чистую экономию времени на проезд на/с работы и больше выходных “одним куском”, удобным для организации досуга.

А для погоднозависимых работ и деятельности, связанной с обслуживанием населения (и смежной с ней), являются фактической нормой и более длинные рабочие дни. У работодателя здесь 3 возможности: – работать с “вечным нарушением” СанПиН, при проверках контролирующими органами по первому требованию выплачивая штрафы (или откупаясь).

Раз он и так “нарушитель” – мотивация к исполнению прочих требований данного СанПиН сильно падает, что на условиях труда сказывается не лучшим образом. – использовать “серую” схему оплаты труда с различающимися “документальным” и реальным временем работы персонала, в отдельных случаях вовсе отказаться от официального найма. Повсеместно распространённая ситуация.

Защищённость работников ещё ниже, так как, по крайней мере, часть времени они работают полулегально. – если отсутствует понуждение к сменному графику какими-либо нормативными актами (обычно, отраслевыми), можно удлинить рабочий день до суток или более. Не факт, что персоналу будет легче, зато график работы перестанет считаться “сменным”, и правонарушение пропадёт.

Таким образом, чрезмерная строгость требования СанПиН 2.2.2.1327-03 п.п. 10.24 во многих случаях приводит вместо повышения защищённости работника – к вреду для него самого, его работодателя и, поскольку с “серых” частей зарплат налоги не взять – для госбюджета. Имеется и проблема подстройки режима отдыха под биоритмы работников.

Так, при 12-часовых сменах замена междусменного отдыха с 12- на 24-часовой для большинства людей не даёт облегчения из-за очень резкого сдвига режима сна. В основном люди будут спать перед 2-й сменой уже не полные 8, а лишь 3-4 часа, некоторые не смогут заснуть вовсе. Оптимальное решение тут неоднозначно: есть небольшой процент людей, хронотип которых позволяет спать в произвольное время суток через произвольные периоды времени – такие люди могут выспаться 7-8 часов и после 1-й, и перед 2-й сменой. Увы, СанПиН и ТК РФ одновременно соответствует только один такой график: 12 часов работы – 24 отдыха – 12 работы – 48 отдыха. Подстройка графика под местные условия и имеющийся в наличии персонал фактически запрещена, хоть и предусмотрена п.п. 10.22 того же СанПиН.

Практичнее будет позволять работникам и работодателю самим, совместно, выбирать продолжительность рабочего дня и междусменного отдыха в некоторых пределах, исходя из физиологических особенностей персонала (выносливости, хронотипа), сменных нагрузок и времени проезда на/с работы. В сложных и спорных случаях дополнительно оптимизировать график способны медики.

Создание возможности работодателям совместно с работниками устанавливать более удобные для последних (и, как следствие, повышающие качество отдыха персонала, снижающие заболеваемость, травматизм, улучшающие качество производимых работ) режимы труда и отдыха. Возвращение работодателям возможности организовывать, в некоторых рамках, сверхурочные работы, не оказываясь при этом автоматически правонарушителями. Легализация труда работающих посменно, как следствие – увеличение их реальной правовой защищённости.Небольшое увеличение поступления в госбюджет налогов и сборов за счёт постепенного “обеливания” зарплат.
Переформулировать требование так, чтобы между сменами обеспечивался лишь минимально необходимый отдых, добавив ограничения, не допускающие работать с повышенной нагрузкой более нескольких дней, а совместно с требованием ст.110 ТК РФ ограничивающие максимальную долю рабочего времени в долгосрочном плане уровнем около полутора ставок. А именно: – продолжительность ежедневного отдыха между сменами должна быть не менее 10 часов. Меньший отдых (но не менее 8 часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы);

– если на момент окончания смены суммарная продолжительность ежедневного отдыха между сменами составила менее 36 часов за последние трое суток, или менее 22 часов за последние двое суток, то очередной отдых между сменами должен быть не менее 32 часов.

← К началу списка инициатив

Источник: https://www.roi.ru/40201/

Сколько должен быть перерыв между сменами

Время между сменами

Понятие «междусменный отдых» раскрывается в ст. 107 ТК РФ. Кодекс не устанавливает его длительность, но декларирует необходимость введения такого периода на предприятиях с посменным режимом работы. Учитывая отсутствие нормы в современном законодательстве, работодателю следует ориентироваться на требования п.

Основываясь на требованиях документа, можно сказать следующее:

  • если график труда на предприятии предусматривает 12-часовую рабочую смену, длительность отдыха между сменами составит 24 часа;
  • в случае работы в течение суток минимальная длительность междусменного отдыха — 48 часов.

Также при составлении графика работодателю следует помнить о требованиях приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 558н. Им утвержден порядок исчисления норм рабочего времени.

Понятие «междусменный отдых» раскрывается в ст. 107 ТК РФ. Кодекс не устанавливает его длительность, но декларирует необходимость введения такого периода на предприятиях с посменным режимом работы. Учитывая отсутствие нормы в современном законодательстве, работодателю следует ориентироваться на требования п.

Также при составлении графика работодателю следует помнить о требованиях приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 558н. Им утвержден порядок исчисления норм рабочего времени.

Ежедневный междусменный отдых в 2019 году

Они регулируются Положением, утвержденным Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года N 15 (далее – Положение).

На основании пункта 25 Положения длительность предоставляемого каждый день междусменного отдыха водителя должна быть не менее продолжительности его рабочей смены, предшествующей времени отдыха, умноженной на два. Это время включает в себя обеденный перерыв.

Исключением из этого правила являются случаи, когда в отношении работника – водителя автомобиля работодателем применяется сложение отработанного времени.

В этом случае междусменный отдых при суммированном учете рабочего времени водителя должен составлять не менее двенадцати часов. Если работник задействован на регулярных перевозках по городу и пригородам, длительность отдыха между сменами (при суммированном учете) возможно уменьшить не более чем на три часа.

Время отдыха между сменами по ТК РФ при сменном графике работы: как составляется график График работы и времени отдыха между сменами при сменной работе устанавливается с учетом положений ст. 91, 94, 103, 108, 110 ТК РФ:

  1. График сменности составляется таким образом, чтобы соблюдались нормы трудочасов в зависимости от выбранного учетного периода: за месяц, квартал, год.
  2. Норма рабочего времени за месяц рассчитывается по формуле, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н:

N = (Rn / 5) × Rd – Chppd, где: Rn — продолжительность рабочей недели; Rd — количество рабочих часов в месяц; Chppd — количество сокращенных часов в предпраздничные дни. Например, месячная норма за март 2017 года такова: (40 / 5) × 22 – 1 = 175 часов. Праздник 8 Марта выпал на среду, этот день нерабочий, а предпраздничный день 7 марта сокращается на 1 час.

Трудовые отношения весьма разнообразны. И далеко не все аспекты прописаны в основном документе о труде –ТК РФ, учитывая, что в режиме одного законодательного акта невозможно учесть все нюансы, а также специфику отдельно взятой отрасли либо же предприятия.

Именно поэтому согласно норм ТК РФ некоторые аспекты трудовых правоотношений регулируются посредством отраслевых соглашений и локальных актов. Относится данное правило и к протяженности ежедневного междусменного отдыха, который в ТК РФ конкретно не прописан.

Стоит учесть, что при пятидневной рабочей неделе определение отдыха между рабочими днями особо и не требуется, так как 15 часов вполне достаточно. Но при сменном графике работы на предприятиях, имеющих круглосуточную занятость, протяженность как смен, так и отдыха между ними очень важна. Труд в таких учреждениях, как правило, сопряжен еще и с вредными условиями труда.

Многие компании ориентируются на нормы, установленные еще во времена СССР. Так, в 1929 году было принято Постановление Совета комиссаров «О рабочем времени», где в п.11 было сказано, что время отдыха между сменами должно равняться как минимум двойной протяженности самого трудового будня вместе с обеденным перерывом.

Однако в конце 2017 года указанный акт утратил свою силу. Чем же руководствоваться теперь уже в 2019 году?

Законодатели не считают нужным конкретизировать вопрос протяженности междусменного отдыха потому, что статьей 91 ТК РФ уже установлена норма рабочего времени на неделю, которая применяется и к компаниям, занятым в режиме беспрерывного производства.

Даже если учреждение использует норму не за неделю, а за учетный период, равный полугоду или кварталу, свободного времени остается вполне достаточно для полноценного отдыха.

Также следует учитывать и тот факт, что работодателям дано право самостоятельно определять режим труда и отдыха с учетом специфики труда, а также отраслевого законодательства. Именно оно используется в качестве основы при разработке режима занятости в отдельно взятой компании.

Трудовой кодекс перерыв между рабочими сменами

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха  в федеральном законе не определена. Однако, при сменном графике перерыв не может быть менее двойной продолжительности рабочего времени в предшествующей отдыху смене. Так, при нормальной продолжительности рабочей смены в 8 часов и использовании поденного учета рабочего времени, сотрудник должен отдыхать не менее 16 часов.

Аналогичные правила действуют и при привлечении сотрудника к суточным дежурствам. Его рабочий день в таком случае длится 24 часа. По окончании дежурства работник имеет право на полноценный междусменный отдых, равный 48 часам. В исключительных случаях, по согласованию с работником, перерыв может быть сокращен до 24 часов, то есть до продолжительности отработанной им смены.

Таким образом, в качестве минимума ежедневного (междусменного) отдыха, установленного законодательно,  выступает величина отработанных сотрудником часов накануне в рабочую смену или день.

Меньшей продолжительности ТК РФ не допускает, поэтому данный норматив следует строго соблюдать.

Хотя в рамках исключения работодатель и работник могут заключить соглашение о выполнении трудовых обязанностей в период полагающегося отдыха с обязательным предоставлением последнему дополнительных льгот и преимуществ.

Для водителей транспортных средств перерыв между сменами должен быть не менее двукратной продолжительности предыдущей смены. Это устанавливается Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено Приказом Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004).

Также в этом акте предусмотрены отдельные случаи:

  • При суммированном учете рабочего времени минимальная продолжительность отдыха должна быть не менее 12 часов. Но может быть сокращена, максимум на три часа, при удаленности места отдыха.
  • При междугородних перевозках минимальная продолжительность составляет 11 часов и также может быть сокращена на три часа.

В случае, когда водителю сокращают минимальную продолжительность отдыха, по его заявлению ему нужно предоставить не менее 48 нерабочих часов после окончания смены, следующей за сокращенным периодом отдыха.

В случае нарушения режима отдыха между сменами работников наказание работодателю будет определяться по статьям КоАП РФ:

  • Статья 5.27 отдельно не выделяет это нарушение, поэтому мера ответственности устанавливается в соответствии с пунктами 1 или 2.
  • П. 2 статьи 11.23 предусматривает наказание непосредственно для лиц, управляющих ТС (водителей), в случае нарушения ими режима отдыха.

Наказание по ст. 5.27 выражается в наложение денежного штрафа от 1000 до 50 000 рублей в зависимости от объекта наказания (должностное лицо, ИП, предприятие). Ст. 11.23 предусматривает штраф для водителя от 1000 до 3000 руб.

По общим правилам междусменный перерыв должен составлять не менее чем продолжительность рабочей смены, умноженная на два. Для отдельных категорий работников она может варьироваться в зависимости от условий труда.

Водители транспортных средств — особая категория работников. Их труд требует повышенной концентрации внимания и идеального физического самочувствия. Полноценный отдых имеет для них большое значение.

Именно поэтому порядок составления трудового графика для водителей дополнительно регулируется положением «Об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей автомобилей», утв. приказом Минтранса РФ от 20.08.

2004 № 15 (далее — Положение).

Приведем общее требование к междусменному отдыху, установленное в п. 25 Положения: минимальный отдых между сменами — это двойная продолжительность рабочей смены.

Однако в некоторых ситуациях отдых водителей имеет свои особенности:

  • В организациях, где водитель не загружен работой полностью и используется суммированный учет рабочего времени, минимальная продолжительность отдыха — 12 часов.
  • Руководство организации может уменьшить междусменный отдых работникам, занятым перевозками в городе и за его пределами. Минимальная продолжительность перерыва в таком случае — 9 часов.
  • В случае уменьшения периода отдыха между сменами водитель может претендовать на отдых в течение 48 часов после смены, следующей за сменой с сокращенным междусменным перерывом. Отработав смену после уменьшенного перерыва, он может обратиться к работодателю с соответствующим требованием в письменной форме.
  • Стандартная продолжительность отдыха на междугородних перевозках — 11 часов.
  • Возможно уменьшение отдыха водителей, занимающихся междугородними перевозками, до 9 часов. Максимальная частота такого сокращения — 3 раза в течение рабочей недели.
  • В случае сокращения длительности перерывов между сменами во время междугородних перевозок работник имеет право на дополнительный отдых. Он предоставляется на следующей рабочей неделе и суммарно равен времени сокращения перерывов.
  • Отдых водителя между сменами можно разделить на 2 или 3 части. В таком случае продолжительность отдыха увеличивается до 12 часов, а минимальная продолжительность одной из частей составляет 8 часов.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько действует выписка из ЕГРП

Отсутствие подходящего места для стоянки во время наступления времени отдыха между сменами — распространенная ситуация при междугородних перевозках. Водителю надо следовать до подходящего места стоянки. 

Составляя график труда на предприятии, необходимо учитывать требования законодательства и предоставить сотрудникам возможность для полноценного отдыха. Так работодатель сможет повысить эффективность рабочего процесса и избежать административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Водители транспортных средств — особая категория работников. Их труд требует повышенной концентрации внимания и идеального физического самочувствия. Полноценный отдых имеет для них большое значение.

Именно поэтому порядок составления трудового графика для водителей дополнительно регулируется положением «Об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей автомобилей», утв. приказом Минтранса РФ от 20.08.

2004 № 15 (далее — Положение).

Приведем общее требование к междусменному отдыху, установленное в п. 25 Положения: минимальный отдых между сменами — это двойная продолжительность рабочей смены.

  • В организациях, где водитель не загружен работой полностью и используется суммированный учет рабочего времени, минимальная продолжительность отдыха — 12 часов.
  • Руководство организации может уменьшить междусменный отдых работникам, занятым перевозками в городе и за его пределами. Минимальная продолжительность перерыва в таком случае — 9 часов.
  • В случае уменьшения периода отдыха между сменами водитель может претендовать на отдых в течение 48 часов после смены, следующей за сменой с сокращенным междусменным перерывом. Отработав смену после уменьшенного перерыва, он может обратиться к работодателю с соответствующим требованием в письменной форме.
  • Стандартная продолжительность отдыха на междугородних перевозках — 11 часов.
  • Возможно уменьшение отдыха водителей, занимающихся междугородними перевозками, до 9 часов. Максимальная частота такого сокращения — 3 раза в течение рабочей недели.
  • В случае сокращения длительности перерывов между сменами во время междугородних перевозок работник имеет право на дополнительный отдых. Он предоставляется на следующей рабочей неделе и суммарно равен времени сокращения перерывов.
  • Отдых водителя между сменами можно разделить на 2 или 3 части. В таком случае продолжительность отдыха увеличивается до 12 часов, а минимальная продолжительность одной из частей составляет 8 часов.

Отсутствие подходящего места для стоянки во время наступления времени отдыха между сменами — распространенная ситуация при междугородних перевозках. Водителю надо следовать до подходящего места стоянки.

Обязанность соблюдать режим работы и отдыха рассматриваемых работников установлена пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».

Согласно части 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение водителем режима труда и отдыха влечет штраф от 1000 до 3000 рублей.

В случае нарушения режима междусменного отдыха в сфере пассажирских автобусных перевозок соответствующее деяние может быть квалифицировано как нарушение лицензионных требований и условий.

Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (см., напр.

, Постановление Верховного Суда РФ от 30 июля 2010 года N 16-АД10-6).

Источник: https://neddom.ru/skolko-dolzhen-byt-pereryv-mezhdu-smenami/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.