Временно пребывающий

Содержание

Трудоустройство отдельных категорий иностранцев

Временно пребывающий

Правила проживания и трудоустройства иностранных граждан на территории России регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ. В нем выделены три категории иностранцев:

  • временно пребывающие (в том числе беженцы и граждане, получившие временное убежище, участники госпрограммы по переселению в РФ);
  • временно проживающие;
  • постоянно проживающие.

Временно пребывающие иностранные граждане могут находиться на территории РФ на основании визы или без нее, если у России заключено международное соглашение о безвизовых поездках. Об общих правилах приема на работу временно пребывающих иностранцев мы подробно рассказывали в предыдущей статье. Здесь коснемся тех категорий, для которых выработаны особые правила приема на работу.

Высококвалифицированные специалисты

Трудоустройство этой категории иностранных сотрудников регламентируется ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ. Высококвалифицированный специалист (ВКС) отличается от простого работника уровнем квалификации и размером заработной платы. Работодатель должен выплачивать:

— более 58 000 рублей в месяц иностранцу, привлекаемому к трудовой деятельности резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны, кроме ИП;

— более 83 500 рублей в месяц — научным работникам или преподавателям;

— 1 млн рублей и более в год — медицинским, педагогическим или научным работникам, приглашенным для занятий соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

— более 2 млн рублей в год — остальным высококвалифицированным иностранным специалистам.

Есть категория ВКС без учета требований к размеру заработной платы. Это иностранцы, задействованные в реализации проекта инновационного научно-технологического центра «Сколково».

Нельзя привлекать иностранцев в качестве ВКС для занятий проповеднической и иной религиозной деятельностью, на муниципальную службу, принимать в состав экипажа судна под флагом РФ, командиром гражданского воздушного судна, главным бухгалтером и т.д. Есть ограничения по объектам и организациям.

Пригласить на работу ВКС могут российские коммерческие структуры, научные, медицинские, физкультурно-спортивные организации, вузы, аккредитованные филиалы или представительства иностранных юридических лиц и пр.

Работодателю при приеме на работу ВКС не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, ориентироваться на квоты и допустимую долю.

Разрешение на работу дается сроком максимум на три года, на этот же период специалист может оформить вид на жительство (Приказ МВД России от 19.06.2017 № 392). Несмотря на большое количество льгот, для этой категории работников есть и ограничения (например, пп. 3 п.

 5 ст. 13.2, ст. 14 Закона № 115-ФЗ, ст. 20.4 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ и др.).

Для оформления разрешения на работу для ВКС работодатель должен подготовить:

— ходатайство;

— трудовой или гражданско-правовой договор, где будут прописаны условия труда и сведения о предоставлении сотруднику ДМС; у ВКС, имеющих вид на жительство, может быть полис ОМС;

— письменное обязательство о возмещении работодателем расходов на случай административного выдворения иностранца из России;

— цветная фотография 3×4;

— оригинал платежного поручения на оплату госпошлины за выдачу разрешения;

— копию паспорта с нотариально заверенным переводом всех страниц.

Чтобы иностранца признали ВКС, ему не обязательно иметь документ, подтверждающий его уровень квалификации или образования. Но если он устраивается на работу, где в соответствии с ТК РФ требуются специальные знания или подготовка, то он должен представить документы об образовании, квалификации или о наличии специальных знаний.

Срок рассмотрения ходатайства — до 14 рабочих дней.

Если высококвалифицированный специалист уволился или его сократили, то в течение 30 рабочих дней он может заново трудоустроиться в другое место.

Как пригласить такого сотрудника? Вариант первый — обратиться к банку данных ВКС, который ведет Министерство иностранных дел, подобрать специалиста с нужными компетенциями и направить ему предложение (п. 23 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ и Приказ МВД России от 04.09.2017 № 700).

На основании предложения иностранцу оформят деловую визу на 30 дней.

Если за время условного испытательного срока ни у кого не появится возражений против сотрудничества, стороны оформляют специалисту рабочую визу в общем порядке на срок действия трудового договора, но максимум на три года.

Второй вариант — самостоятельно найти сотрудника, оформить в МВД ходатайство, приглашение, разрешение на работу, и только тогда иностранец приезжает в Россию с трехлетней рабочей визой.

Работодатели обязаны уведомлять территориальный орган УВМ МВД о заключении и расторжении с ВКС трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг.

Срок уведомления — не позднее трех рабочих дней с даты заключения или расторжения соответствующего договора.

Кроме того, организации обязаны ежеквартально отчитываться в МВД о выплате заработной платы нанятым иностранным высококвалифицированным специалистам.

9 сентября вступил в силу Приказ МВД России от 04.06.

2019 № 363, который утвердил обновленную форму ходатайства иностранного гражданина или лица без гражданства о привлечении его в качестве ВКС и порядок ее заполнения, а также скорректированные формы и порядки уведомления МВД или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории России.

Миграционный учет ВКС от постановки на учет простых иностранцев отличается сроками. ВКС и члены их семей вправе не вставать на миграционный учет по месту пребывания в течение 90 дней со дня их въезда на территорию РФ (п. 4.1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ).

В случае их передвижения по России и прибытия в новое место пребывания на территории РФ они вправе в течение 30 дней не вставать на учет по новому месту пребывания (п. 4.1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ).

После окончания этих сроков иностранные граждане обязаны встать на учет по новому месту пребывания в течение семи рабочих дней.

Студенты

Право на трудоустройство на территории России имеют студенты очных отделений, которые учатся в аккредитованном образовательном учреждении. Эта категория иностранцев также не подпадает под квотирование, работодателю не надо получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Разрешение на работу для студентов действует максимум один год или меньше. Например, для студентов 5-го курса оно будет выдано только до времени окончания вуза. Чтобы получить разрешение, студент должен предоставить:

  • заявление о выдаче разрешения на работу;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • миграционную карту;
  • справку, подтверждающую обучение студента на очной форме;
  • трудовой договор или гражданско-правовой договор;
  • квитанцию об уплате госпошлины.
  • медицинские справки, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.

Срок рассмотрения заявления — 10 рабочих дней. Разрешение аннулируется, если студент взял академический отпуск, перешел на заочную или дистанционную форму обучения. Если студент нашел нового работодателя, он обязан в течение семи рабочих дней внести изменения в разрешение на работу.

Работодатели должны направить уведомление о приеме на работу и увольнении иностранного студента, а также о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года в МВД и в службу занятости (Приказ МВД России от 04.06.2019 № 363 и Приказ Минтруда России от 30.06.2014 № 424н).

Беженцы и граждане, получившие временное убежище

Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах». Беженцем признается иностранный гражданин, у которого есть обоснованные опасения стать жертвой преследований из-за расы, вероисповедания, национальности, политических убеждений и пр. и который не может пользоваться защитой своей страны.

Право на временное убежище получают те, кому отказано в статусе беженца (ст. 12 Закона № 4528-1, Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 № 274) и кто по гуманным соображениям не может быть немедленно депортирован из страны.

И беженцы, и граждане, получившие временное убежище, сдают свои национальные паспорта в МВД и на руки получают соответствующее статусу свидетельство. Оформление на работу происходит в упрощенном режиме. В трудовой или гражданско-правовой договор вносятся данные представленного свидетельства.

Не забывайте отслеживать срок предоставления временного убежища: свидетельство оформляется на год, но может быть продлено. Заявление о продлении иностранец самостоятельно подает в МВД.

Поскольку эти категории иностранных граждан могут пользоваться всеми правами граждан РФ, а работодатели начисляют и выплачивают все требуемые налоги и взносы, на таких сотрудников распространяется действие ОМС. ДМС оформлять не нужно.

Участники госпрограммы по переселению в РФ

Соотечественники, проживающие за рубежом, и члены их семей могут стать участниками государственной программы по добровольному переселению в РФ.

Эти специалисты при приеме на работу представляют работодателю специальное удостоверение. Время его действия — три года.

До окончания этого срока человек должен заявить о желании получить разрешение на временное проживание (РВП), вид на жительство или гражданство.

При приеме на работу участника программы переселения проверьте, где ему одобрено участие в программе, — жить и работать он и члены его семьи могут только в разрешенном регионе. На регистрацию у переселенца есть 90 дней с момента въезда в страну. Нарушение этих правил грозит аннулированием удостоверения, и вы потеряете сотрудника.

Временно проживающие иностранные граждане

Этой категории иностранцев не нужно получать разрешение на работу, подавать ходатайство и пр. В отдел кадров организации-нанимателя они подают:

— паспорт;

— разрешение на временное проживание, которое выдается на три года и имеет форму штампа в паспорте или отдельный бланк для лиц без гражданства;

— трудовую книжку образца РФ, если ее нет — ее оформляет работодатель;

— СНИЛС;

— ИНН.

Работодателю стоит обратить внимание на срок действия паспорта соискателя. Если документ просрочен, вашего сотрудника могут задержать и даже депортировать. Он должен самостоятельно обратиться в консульство, чтобы продлить или заменить паспорт, а затем в ФМС, чтобы проставить в новый документ штамп разрешения на проживание. В ваших интересах держать этот вопрос на контроле.

Устроиться на работу иностранные граждане могут лишь в том регионе, где оформлено РВП.

Иногда РВП лица без гражданства оказывается единственным удостоверяющим личность документом — чаще всего это случаи, когда в 1990-е годы родители при переезде в Россию из бывших союзных республик привезли детей и не оформили им гражданство.

Постоянно и временно проживающие иностранцы могут пользоваться системой обязательного медицинского страхования наряду с россиянами, поскольку работодатель обязан выплачивать взносы в ФОМС. В этом случае оформление ДМС — добрая воля организации.

Постоянно проживающие иностранные граждане

Для трудоустройства постоянно проживающий иностранец должен представить работодателю:

— действующий паспорт;

— вид на жительство;

— трудовую книжку образца РФ, если нет — ее оформляет работодатель;

— СНИЛС;

— ИНН.

Для такого соискателя не нужно оформлять патент и разрешение на работу, работодателю не требуется разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (п. 4.1 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Пока у большинства иностранных граждан и лиц без гражданства вид на жительство оформлен на пять лет. С ним иностранцы вправе пересекать границы России без визы, работать и жить в любом уголке страны. 1 ноября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 257-ФЗ, который сделал вид на жительство бессрочным. Иностранцу нужно будет только менять книжку ВНЖ в 14, 20 и 45 лет.

Рекомендуем работодателям проверять срок действия паспорта и регистрацию. Если вы принимающая сторона, то есть предоставляете иностранцам жилье, то нарушение правил миграционного учета грозит вам немалыми штрафами.

Не забывайте, что при приеме на работу и увольнении любого иностранного сотрудника — вне зависимости от статуса, гражданства или квалификации — вы обязаны не позднее чем через три дня с момента заключения/расторжения трудового или гражданско-правового договора направить уведомление в органы МВД.

Об авторе: Наталья Расторгуева, эксперт сервиса Контур.ФМС, подполковник внутренней службы в отставке.

Источник: https://kontur.ru/articles/5674

Какие права и обязанности имеют временно пребывающие в РФ

Временно пребывающий

Временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Сроки

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется в соответствии с Законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Так:

  • срок пребывания определяется сроком действия выданной визы в случае визового въезда в страну;
  • срок пребывания не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;
  • сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ, за исключением ряда случаев.

К таким случаям, в частности, относятся:

  • продление действия визы или срока временного пребывания;
  • выдача новой визы;
  • выдача разрешения на временное проживание;
  • выдача вида на жительство;
  • подача заявления и документов, необходимых для получения разрешения на временное проживание;
  • подача заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, или заявления о выдаче вида на жительство. Указанный перечень случаев не является исчерпывающим (п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Права временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане пользуются в РФ правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Законодательство гарантирует иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, право на свободу и личную неприкосновенность. Иностранный гражданин вправе свободно передвигаться по территории РФ.

Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц.

Также в установленных законом случаях может быть ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. ст. 17, 19, 22, 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ).

Иностранные граждане имеют право на доступ к культурным ценностям, а также могут участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Иностранным гражданам наравне с гражданами РФ гарантируется свобода совести и вероисповедания, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается (ст. 28, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

В семейной сфере иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ).

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане имеют право на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ).

Кроме того, временно пребывающие в РФ иностранные граждане вправе (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23, ч. 2, 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. ст. 18, 1214 ГК РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ):

  1. иметь в собственности имущество;
  2. наследовать имущество;
  3. самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями создавать юридические лица;
  4. совершать сделки, не противоречащие закону, и участвовать в обязательствах;
  5. иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, других охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
  6. иметь другие имущественные и личные неимущественные права (например, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны);
  7. участвовать в трудовых отношениях на основании дополнительно оформляемого разрешения.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Обязанности временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).

Временно пребывающие в РФ должны в установленном порядке уведомить территориальный орган МВД России (далее — территориальный орган МВД России) о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Процедуры по постановке на миграционный учет осуществляются принимающей стороной или иностранным гражданином самостоятельно (п. п. 20, 22 Правил).

Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или трудится. Иностранный гражданин, который прибыл в место пребывания, предъявляет принимающей стороне паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в РФ (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 26 Правил).

Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы, которая должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган МВД России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил).

Ответственность временно пребывающих в РФ

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):
  1. в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
  2. осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;
  3. уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
  4. не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;
  5. привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Источник: https://zakonius.ru/grazhdanstvo-migratsiya/kakov-pravovoj-status-u-vremenno-prebyvayushhih-v-rf

Порядок пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан

Временно пребывающий

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В порядке информации:

  • суммарный срок пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации по многократной визе устанавливается при оформлении визы уполномоченным государственным органом, но не более чем 90 дней в течение каждого периода в 180 дней, за исключением случаев, предусмотренных Положением об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 335.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При наличии каких оснований иностранному гражданину может быть продлен срок временного пребывания на территории Российской Федерации?

Срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, может быть продлен в следующих случаях:

  • выдано разрешение на временное проживание,
  • приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание,
  • принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»,
  • территориальным органом ФМС России принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту,
  • получено ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого гражданина;
  • в случае подачи ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу или продления срока рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу;
  • в случае подачи заявления о предоставлении временного убежища или продления срока предоставления временного убежища по решению территориального органа ФМС России.

Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче патента либо при продлении срока действия патента.

Срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, может быть продлен в следующих случаях:

  • когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы
  • выданы новая виза, или разрешение на временное проживание,
  • территориальным органом ФМС России принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,
  • при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона,
  • получено ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

Более подробную информацию по данному вопросу можно получить в ближайшем территориальном подразделении ФМС России.

Источник: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/emvd/%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81

Чем отличается временно проживающий от временно пребывающего

Временно пребывающий

Отличия между временно проживающим и временно пребывающим иностранным гражданином состоят в следующем:

  1. Документы — основания для нахождения на территории РФ.
  2. Права и обязанности, в том числе трудовые.
  3. Уведомительные и разрешительные документы, необходимые для осуществления трудовой деятельности.

Работодателю важно знать статус иностранца, чтобы запросить нужные документы для оформления, правильно начислить страховые взносы и отчитаться перед контролирующими органами.

Основная разница между временно проживающими и временно пребывающими стоит в том, что это два разных статуса иностранного гражданина. Статус иностранца в России определяется следующим:

  • основание для нахождения в России;
  • права и обязанности;
  • порядок оформления трудоустройства (оформление приглашения, разрешений, уведомление ФМС и т. д.).

Статусы иностранных граждан

В соответствии со ст. 2 Федерального закона ФЗ-115 от 25.07.2002, определяющего права и обязанности иностранцев в РФ, существует всего три статуса иностранных граждан в России: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание:

  • в первом случае у лица есть вид на жительство;
  • во втором — разрешение;
  • в третьем — виза или миграционная карта.

Больше всего прав получает обладатель вида на жительство. Постоянно проживающие иностранцы свободно передвигаются по России и работают в любом субъекте РФ по выбору. Фактически его положение ничем не отличается от гражданина РФ (помимо участия в управлении государством).

У двух других статусов есть существенные ограничения по возможности трудоустройства и ведения бизнеса.

По действующему законодательству постоянно и временно проживающие имеют более весомые основания для нахождения в России — соответственно вид на жительство (ВНЖ) и разрешение (РВП).

ВНЖ и РВП позволяют законно жить и трудиться в России (ВНЖ дается на 5 лет и продлевается, РВП не продлевается). РВП дает право на получение ВНЖ. По визе или миграционной карте трудиться допускается только на основании отдельного разрешения и в пределах определенного срока.

Кто такой временно пребывающий

В соответствии со ст. 2 ФЗ-115 временное пребывание — это нахождение иностранца на территории РФ по визе (с определенным сроком действия) или в безвизовом порядке (он действует для граждан СНГ с предоставлением миграционной карты на границе).

Срок пребывания в России ограничен визой, при безвизовом режиме он не может составлять более 90 дней (при условии постановки на миграционный учет). Если гражданин получит разрешение или патент на работу, он вправе жить в РФ до года.

Чем отличается временно проживающий

Как уже говорилось, это иностранный гражданин с РВП, которое оформляется как отметка в паспорте. Иностранный гражданин с РВП не обязан получать дополнительных разрешений на работу, но трудиться вправе только в субъекте РФ, который выдал документ. Этот регион он не вправе покидать без согласования с органами ФМС.

Других ограничений по трудовой деятельности у обладателей РВП нет, никаких дополнительных разрешений ни работнику, ни работодателю получать не нужно, дополнительная отчетность не установлена. РВП выдается на 3 года без права продления.

Находящиеся в России только по миграционной карте вправе трудиться, но только после получения разрешения (с 2015 года — патента, гражданам ЕАЭС патент не нужен), это указано в п. 1 ст. 13.1 ФЗ-115.

Работают такие иностранцы только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в патенте (п. 4.2 ст. 13 ФЗ-115).

Работодателю нет необходимости получать специальное разрешение на допуск иностранцев с миграционной картой, но уведомить службу занятости, ФНС и ФМС придется.

Чтобы привлечь к трудовой деятельности иностранца с визой, следует:

  • подготовить приглашение (по нему оформляется рабочая виза);
  • получить разрешение на привлечение к трудовой деятельности конкретного иностранца;
  • получить разрешение на использование иностранной рабочей силы (выдается отделениями ФМС РФ только при наличии заключения органов занятости о целесообразности такого решения работодателя, ст. 18 ФЗ-115).

Зачем определять статус

По пунктам, чем отличается временное пребывание от временного проживания в трудовых взаимоотношениях:

  • основанием — РВП или виза, миграционная карта;
  • объемом прав на трудоустройство (только в конкретном субъекте РФ — это общее, различие — получившие патент работают только по профессии, указанной в нем);
  • оформлением трудового контракта (у работодателей обладателей миграционной карты есть обязанность по уведомлению контролирующих органов). Особенно сложный порядок предусмотрен для пребывающих в РФ по визе (приглашение, разрешения).

Тарифы взносов в ОМС и ОСС с выплат на таких сотрудников различаются (пенсионные взносы одинаковые).

В законе не указано, как определить временно пребывающий или временно проживающий, единой базы с общедоступными сведениями нет. Определяется статус только по документации иностранца, которую он предоставит.

РВП выглядит как отметка, штамп в паспорте, виза вклеивается или вкладывается в документ, удостоверяющий личность, миграционная карта — отдельный бланк.

В период пребывания статус может поменяться, поэтому в трудовом контракте рекомендуется предусмотреть ответственность лица за отсутствие уведомления об этом работодателя.

Источник: https://ppt.ru/art/raznica/vremenno-prozhivayushchiy-i-vremenno-prebyvayushchiy

Статус иностранного гражданина. Что это? Какие они бывают? Как его изменить?

Временно пребывающий

В первую очередь эта статья обращена к тем, кто ранее не знакомился с подобными терминами и впервые слышит о том, что существуют статусы для определения категории «правового статуса».

В этой статье мы разберём общие понятия, которые универсальны для каждой страны. В статье мы не будем подробно останавливаться на основаниях для изменения вашего статуса. Мы это обсудим отдельной статьёй, так как для каждого основания очень много нюансов и у стран разные требования к приобретению нового статуса.

Это полезно знать каждому иммигранту, так как каждый сталкивается с изменением своего статуса в стране пребывания.

Мы опишем общие и основные статусы иностранных гражданин, которые применимы к любой стране. Это связано с миграционным законодательством, которое меняется в каждой стране достаточно часто. Моё личное мнение по этому поводу – необходимо обращаться к миграционным адвокатам, чтобы решить вопрос статуса.

Очевидно, что лучше адвоката этот вопрос никто вам не раскроет. Адвокат как минимум, при ответе на ваш вопрос, будет исходить из актуальности миграционного закона, вашего положения дела и судебной практики.

Законодательством каждой страны подразумевается обязательное наличие статуса у лиц, которые проживают (временно или постоянно) или временно пребывают на территории этого государства.

Самый привычный для нас статус – это статус гражданина. Кто-то из нас гражданин России, кто-то гражданин Украины и т.д. Статус гражданина наделяет нас максимальными правами и обязанностями в этом государстве. В свою очередь государства обязаны, во всех смыслах, защищать своих граждан. Также стоит отметить, что есть лица без гражданства, этот статус встречается реже, но и он тоже существует.

Любое миграционное законодательство начинается с установления статуса иностранного гражданина, определение которого начинается с подачи документов в соответствующие органы. Это может быть, как консульство страны, так и различные миграционные ведомства уже на территории этой страны. От присвоенного статуса зависят права и обязанности иностранного гражданина.

Стоит отметить, если лицо не имеет гражданства, то это не означает, что у этого лица нет, абсолютно никаких, прав и обязанностей и его можно считать свободным во всех смыслах. Конечно нет. Лица, которые пребывают вне статуса, тоже обладают правами и должны выполнять требования государства на территории которого они в данный момент пребывают.

Основные статусы иностранных граждан:

  • Постоянно-проживающие. Как правило это те лица, которые имеют вид на жительство. Этот документ выдаётся иностранному гражданину с правом постоянного проживания на территории этого государства, беспрепятственно въезжать и выезжать из страны, и с правом на работу. Чаще этот документ выдаётся сроком на 5 лет и может быть продлён.
  • Временно-проживающие. Этим лицам выдают документ, который разрешает иностранному гражданину проживать на территории этого государства до получения вида на жительство.

Кто-то из блогеров или авторов аналогичных каналов утверждал, что этот документ выдаётся исключительно на 3 года и без права продления. Этот момент нужно уточнить у адвокатов вашей страны. В Испании мне продлили этот документ.

Параллельно уточните о возможности получения разрешения на работу. В Испании с этим документом можно получить разрешение на работу. Не забывайте, что есть частные случаи и во многих ситуациях решение может найти адвокат. В Испании свои миграционные вопросы я решаю исключительно с адвокатом.

  • Временно-пребывающие. Лица с этим статусом имеют документ, позволяющий временно пребывать на территории этого государства. Это виза (для стран, где есть визовый режим) или иной документ (для стран с соглашением о безвизовом въезде). В таких документах есть срок, когда иностранный гражданин обязан покинуть это государство. В некоторых случаях права граждан могут быть расширены в рамках полученной визы.

Пример: рабочая виза, учебная виза или виза для деловых поездок.

Многие из нас получали туристические визы. Это как раз тот документ, который даёт нам право на временное пребывание на территории этого государства. Хочу сразу отметить очень популярное заблуждение в том, что если вы получили визу, то вас впустят (обязаны впустить) в страну, которая выдала вам эту визу.

Это конечно не так! Государство, которое выдало вам визу, может отказать в пересечении границы страны на паспортном контроле.

Что такое статус?

Статус отражает права, свободы и обязанности личности в системном виде. Другими словами, получив статус вы приобрели права и обязанности.

Например, подавая документы в визовый центр какого-либо государства, консул рассматривает возможность выдать вам визу, т.е. условно ” наделить вас некоторыми правами или нет “, в данном случае право на временное пребывание на территории этого государства.

Зачем этот статус нужен? Пребывать без статуса нельзя?

Статус нужен для отражения ваших прав, свобод и обязанностей, т.е. сделать ваше пребывание в стране легальным. Другими словами, если у вас нет статуса, то на каком основании вы пребываете в стране.

Если нет основания, то пребывание нелегально.

Реализация ваших прав, свобод и обязанностей достигается посредством правовых актов этой страны, в свою очередь ваш статус влияет на то, каким правовым актом будет достигнута эта реализация прав, поэтому наличие статуса важно для вас.

Согласно любому миграционному законодательству, наличие статуса – обязательно, но есть случаи, когда лица находятся вне статуса или теряют статус (чаще по сроку его действия).

Выход из статуса приводит к потере права пребывать на территории этого государства. Это приводит к тому, что вами будет интересоваться миграционная полиция, так как ваше пребывание нелегально.

Цель полиции – выдворение вас из страны.

Как изменить статус?

В первую очередь может возникнуть вопрос – «Зачем его вообще менять?» Чаще вопрос об изменении статуса возникает после прибытия в страну, но если этот вопрос возник до того момента, как вы въехали в страну, то можно повторно обратиться в консульство этой страны с вопросом об изменении документов.

Как правило, любой статус имеет, срок действия или период действия (в отдельных случаях этот период может быть без дат), в рамках которого у вас возникают определённые права, то после завершения этого периода следует утрата этих прав.

Говоря о главном. Если вы находитесь в стране легально, то у вас есть дата до какого числа действителен документ, позволяющий вам находиться в этом статусе.

Если вы изначально прибыли нелегально, то это другой случай, о котором будем говорить в отдельной статье.Например, у вас виза на 7 дней. С момента, когда вы пересекли границу, прошло 10 дней, следовательно сейчас вы вне статуса. Пребывание в стране нелегально.

Если не изменить или не продлить статус, после того, как вы вышли из него, то в дальнейшем правоохранительные органы страны, в которой вы пребываете, открывают дело для депортации, могут поместить в тюрьму для лиц, которых готовят к депортации.

Далее последует выдворение из страны с последующими запретами.

Для того чтобы не допустить выдворение из страны и сохранить статус легального пребывания необходимо изменить статус или продлить его. Изменением статуса занимается специальная служба по вопросам миграции.

Для этого необходимо обратиться в центр по миграции.

Если такого центра нет или не знаете куда обратиться, то достаточно обратиться в любой пункт полиции для уточнения (ибо вы же обеспокоены тем, чтобы не нарушить миграционный закон).

В Испании я не знал куда идти и обратился в ближайший полицейский участок. Мне там выдали всю контактную информацию.

Стоит отметить, что для изменения статуса должны быть основания. В соответствии с вашим основанием вы готовите пакет документов и подаёте его в соответствующие службы. Изменить статус просто потому что вам так захотелось, к сожалению, не получится.

Приведу несколько примеров оснований: обучение, работа, брак. Некоторые страны, например, Германия, могут требовать выехать из страны и подавать документы через консульство этого государства на территории вашей страны.

После подачи документов в соответствующие службы может быть вынесено решение об отказе в изменении статуса или будет вынесено положительное решение и вам выдадут новые документы.

В ситуациях отказа вам предоставляется несколько дней, чтобы добровольно покинуть страну.

Более подробно основания для изменения статуса мы разберём в другой статье.

Мы постарались простыми понятиями описать тему статуса для формирования общего образа. Для детального изучения этого вопроса, следует обратиться к юридической литературе или к адвокатам по вопросам миграции.

Если у вас возникли вопросы по статье, задать их можно перейдя в Telegram-канал или группа .

Telegram-канал: https://t.me/notas_de_emigrantes

группа: https://.com/notas_de_emigrantes

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ec9a8f7d8e3ee4a78bb597c/status-inostrannogo-grajdanina-chto-eto-kakie-oni-byvaiut-kak-ego-izmenit-5ecfb3e4bb74d024e486b62c

Статья 2. Основные понятия | ГАРАНТ

Временно пребывающий

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

приглашающая сторона – федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

миграционная карта – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;

вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина – работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, – иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности;

патент – документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности;

депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, – иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство);

специальное учреждение – специальное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также – иностранные граждане, подлежащие реадмиссии).

2. В целях настоящего Федерального закона понятие “иностранный гражданин” включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Источник: https://base.garant.ru/184755/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.