Временно пребывающие иностранные граждане это

Основные понятия и правила пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства временно и постоянно проживающих в Российской Федерации

Временно пребывающие иностранные граждане это

Основные понятия и правила пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства временно и постоянно проживающих в Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”:

иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;

вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство;

        Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.

При наличии уважительных причин указанное уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание с приложением документов, подтверждающих невозможность подать указанное уведомление в установленный срок.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе избирать место своего проживания вне пределов субъекта Российской Федерации, в котором ему выдано разрешение на временное проживание, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

        Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания.

      Постановке на учет по месту пребывания подлежат:

1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

а) не имеет места жительства;

б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;

г) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

д) находится в учреждении, исполняющем административное наказание;

2) временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

б) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

в) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

          В случаях допущения нарушений законодательства Российской Федерации (в том числе нарушений сроков постановки на миграционный учет, подачи уведомлений о подтверждении проживания в Российской Федерации) предусмотрена ответственность для виновных лиц в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2001 г.  № 195-ФЗ  «Кодекс  РФ об административных правонарушениях».( далее КоАП РФ)

– ч. 1 ст. 18.

8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учёта, передвижения или порядка выбора места пребывания или  жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом),-

влечет наложение административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

– ч. 1.1 ст. 18.

8  КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или  в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания), –

влечет наложение административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Источник: https://xn--b1aew1a.22.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/18537647/

Чем отличается временно проживающий от временно пребывающего

Временно пребывающие иностранные граждане это

Отличия между временно проживающим и временно пребывающим иностранным гражданином состоят в следующем:

  1. Документы — основания для нахождения на территории РФ.
  2. Права и обязанности, в том числе трудовые.
  3. Уведомительные и разрешительные документы, необходимые для осуществления трудовой деятельности.

Работодателю важно знать статус иностранца, чтобы запросить нужные документы для оформления, правильно начислить страховые взносы и отчитаться перед контролирующими органами.

Основная разница между временно проживающими и временно пребывающими стоит в том, что это два разных статуса иностранного гражданина. Статус иностранца в России определяется следующим:

  • основание для нахождения в России;
  • права и обязанности;
  • порядок оформления трудоустройства (оформление приглашения, разрешений, уведомление ФМС и т. д.).

Статусы иностранных граждан

В соответствии со ст. 2 Федерального закона ФЗ-115 от 25.07.2002, определяющего права и обязанности иностранцев в РФ, существует всего три статуса иностранных граждан в России: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание:

  • в первом случае у лица есть вид на жительство;
  • во втором — разрешение;
  • в третьем — виза или миграционная карта.

Больше всего прав получает обладатель вида на жительство. Постоянно проживающие иностранцы свободно передвигаются по России и работают в любом субъекте РФ по выбору. Фактически его положение ничем не отличается от гражданина РФ (помимо участия в управлении государством).

У двух других статусов есть существенные ограничения по возможности трудоустройства и ведения бизнеса.

По действующему законодательству постоянно и временно проживающие имеют более весомые основания для нахождения в России — соответственно вид на жительство (ВНЖ) и разрешение (РВП).

ВНЖ и РВП позволяют законно жить и трудиться в России (ВНЖ дается на 5 лет и продлевается, РВП не продлевается). РВП дает право на получение ВНЖ. По визе или миграционной карте трудиться допускается только на основании отдельного разрешения и в пределах определенного срока.

Кто такой временно пребывающий

В соответствии со ст. 2 ФЗ-115 временное пребывание — это нахождение иностранца на территории РФ по визе (с определенным сроком действия) или в безвизовом порядке (он действует для граждан СНГ с предоставлением миграционной карты на границе).

Срок пребывания в России ограничен визой, при безвизовом режиме он не может составлять более 90 дней (при условии постановки на миграционный учет). Если гражданин получит разрешение или патент на работу, он вправе жить в РФ до года.

Чем отличается временно проживающий

Как уже говорилось, это иностранный гражданин с РВП, которое оформляется как отметка в паспорте. Иностранный гражданин с РВП не обязан получать дополнительных разрешений на работу, но трудиться вправе только в субъекте РФ, который выдал документ. Этот регион он не вправе покидать без согласования с органами ФМС.

Других ограничений по трудовой деятельности у обладателей РВП нет, никаких дополнительных разрешений ни работнику, ни работодателю получать не нужно, дополнительная отчетность не установлена. РВП выдается на 3 года без права продления.

Находящиеся в России только по миграционной карте вправе трудиться, но только после получения разрешения (с 2015 года — патента, гражданам ЕАЭС патент не нужен), это указано в п. 1 ст. 13.1 ФЗ-115.

Работают такие иностранцы только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в патенте (п. 4.2 ст. 13 ФЗ-115).

Работодателю нет необходимости получать специальное разрешение на допуск иностранцев с миграционной картой, но уведомить службу занятости, ФНС и ФМС придется.

Чтобы привлечь к трудовой деятельности иностранца с визой, следует:

  • подготовить приглашение (по нему оформляется рабочая виза);
  • получить разрешение на привлечение к трудовой деятельности конкретного иностранца;
  • получить разрешение на использование иностранной рабочей силы (выдается отделениями ФМС РФ только при наличии заключения органов занятости о целесообразности такого решения работодателя, ст. 18 ФЗ-115).

Зачем определять статус

По пунктам, чем отличается временное пребывание от временного проживания в трудовых взаимоотношениях:

  • основанием — РВП или виза, миграционная карта;
  • объемом прав на трудоустройство (только в конкретном субъекте РФ — это общее, различие — получившие патент работают только по профессии, указанной в нем);
  • оформлением трудового контракта (у работодателей обладателей миграционной карты есть обязанность по уведомлению контролирующих органов). Особенно сложный порядок предусмотрен для пребывающих в РФ по визе (приглашение, разрешения).

Тарифы взносов в ОМС и ОСС с выплат на таких сотрудников различаются (пенсионные взносы одинаковые).

В законе не указано, как определить временно пребывающий или временно проживающий, единой базы с общедоступными сведениями нет. Определяется статус только по документации иностранца, которую он предоставит.

РВП выглядит как отметка, штамп в паспорте, виза вклеивается или вкладывается в документ, удостоверяющий личность, миграционная карта — отдельный бланк.

В период пребывания статус может поменяться, поэтому в трудовом контракте рекомендуется предусмотреть ответственность лица за отсутствие уведомления об этом работодателя.

Источник: https://ppt.ru/art/raznica/vremenno-prozhivayushchiy-i-vremenno-prebyvayushchiy

Какие права и обязанности имеют временно пребывающие в РФ

Временно пребывающие иностранные граждане это

Временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Сроки

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется в соответствии с Законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Так:

  • срок пребывания определяется сроком действия выданной визы в случае визового въезда в страну;
  • срок пребывания не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;
  • сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ, за исключением ряда случаев.

К таким случаям, в частности, относятся:

  • продление действия визы или срока временного пребывания;
  • выдача новой визы;
  • выдача разрешения на временное проживание;
  • выдача вида на жительство;
  • подача заявления и документов, необходимых для получения разрешения на временное проживание;
  • подача заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, или заявления о выдаче вида на жительство. Указанный перечень случаев не является исчерпывающим (п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Права временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане пользуются в РФ правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Законодательство гарантирует иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, право на свободу и личную неприкосновенность. Иностранный гражданин вправе свободно передвигаться по территории РФ.

Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц.

Также в установленных законом случаях может быть ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. ст. 17, 19, 22, 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ).

Иностранные граждане имеют право на доступ к культурным ценностям, а также могут участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Иностранным гражданам наравне с гражданами РФ гарантируется свобода совести и вероисповедания, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается (ст. 28, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

В семейной сфере иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ).

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане имеют право на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ).

Кроме того, временно пребывающие в РФ иностранные граждане вправе (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23, ч. 2, 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. ст. 18, 1214 ГК РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ):

  1. иметь в собственности имущество;
  2. наследовать имущество;
  3. самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями создавать юридические лица;
  4. совершать сделки, не противоречащие закону, и участвовать в обязательствах;
  5. иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, других охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
  6. иметь другие имущественные и личные неимущественные права (например, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны);
  7. участвовать в трудовых отношениях на основании дополнительно оформляемого разрешения.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Обязанности временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).

Временно пребывающие в РФ должны в установленном порядке уведомить территориальный орган МВД России (далее — территориальный орган МВД России) о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Процедуры по постановке на миграционный учет осуществляются принимающей стороной или иностранным гражданином самостоятельно (п. п. 20, 22 Правил).

Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или трудится. Иностранный гражданин, который прибыл в место пребывания, предъявляет принимающей стороне паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в РФ (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 26 Правил).

Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы, которая должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган МВД России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил).

Ответственность временно пребывающих в РФ

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):

  1. в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
  2. осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;
  3. уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
  4. не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;
  5. привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Источник: https://zakonius.ru/grazhdanstvo-migratsiya/kakov-pravovoj-status-u-vremenno-prebyvayushhih-v-rf

Статья 2. Основные понятия | ГАРАНТ

Временно пребывающие иностранные граждане это

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

приглашающая сторона – федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

миграционная карта – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;

вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина – работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, – иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности;

патент – документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности;

депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, – иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство);

специальное учреждение – специальное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также – иностранные граждане, подлежащие реадмиссии).

2. В целях настоящего Федерального закона понятие “иностранный гражданин” включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Источник: https://base.garant.ru/184755/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/

Правовой статус иностранных граждан в РФ

Временно пребывающие иностранные граждане это

В современном мире достаточно частое явление – привлечение иностранных сотрудников в качестве сотрудника. Но многие работодатели и сами иностранные сотрудники сталкиваются с вопросом: как легально находиться на территории РФ продолжительное время?

Иностранному гражданинуможет быть присвоен один из следующих статусов:

  1. Временное пребывание. Относится к иностранцам, въехавшим в РФ в визовом или безвизовом порядке;
  2. Временное проживание;
  3. Постоянное проживание;
  4. Обладающие дипломатическим иммунитетом;
  5. Получившие статус беженца.

Поговорим о некоторых из этих статусов

Но сначала отметим, что иностранному гражданину необходимо подать уведомление о прибытии в отдел МВД по вопросам миграции не позднее 7 рабочих дней с даты въезда. К уведомлению надо приложитькопию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и копия его миграционной карты и копию документа, удостоверяющего личность гражданина, выступающего в качестве принимающей стороны

ВРЕМЕННОЕ ПРЕБЫВАНИЕ

Временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в безвизовом порядке, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется:

  • сроком действия выданной ему визы;
  • не может превышать 90 суток для граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке;
  • определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи.

Если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми иностранному гражданину был разрешен въезд в РФ, то срок может быть  продлен либо сокращен.

К сведению!

Срок временного пребывания  безвизового гражданина,  заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год с даты въезда.  

Госпошлина за выдачу иностранному гражданину разрешения на временное пребывание в Российской Федерации, а также за продление срока действия такого разрешения – 400 рублей.

ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ

Иностранный гражданин должен обратиться в территориальный орган МВД по вопросам миграции для оформления разрешения на временное проживание (РВП) в течение трех рабочих дней после въезда на территорию Российской Федерации. Иностранным гражданам, достигшим возраста 14 лет, разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем его личность.

Разрешения на временное проживание выдаются иностранным гражданам на 3 года в пределах квоты, утвержденной правительством.

Квотирование не распространяется на некоторые категории иностранцев:

  • Рожденные в РСФСР и ранее имел гражданство СССР;
  • Рожденные в России;
  • Имеющие нетрудоспособных родителей или детей — граждан РФ;
  • Состоящих в браке с гражданином РФ, имеющим место жительство в РФ;
  • Поступившие на военную службу (дается на время службы);
  • Являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников
  • Не достигшие 18 лет и получающие разрешение на временное проживание в РФ вместе со своим законным представителем-иностранцем, получающим РВП без учета квот
  • Не достигшие 18 лет и получающие разрешение на временное проживание в РФ вместе со своим законным представителем-гражданином РФ

Иностранный гражданин должен лично подать заявление о выдаче разрешения:

  • при временном пребывании на территории Российской Федерации – в территориальный орган внутренних дел;
  • при нахождении в государстве постоянного проживания – в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Заявление заполняется в двух экземплярах на русском языке. Если прилагаемые к заявлению документы составлены на иностранном языке, то нужно представить нотариально заверенный перевод на русский язык.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, установлены Административным регламентом  МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации”, утвержденным Приказом МВД России от 27 ноября 2017 г. № 891.

Разрешение на временное проживание выдают в шестимесячный срок либо сообщает об отказе в его выдаче. Уведомление о принятии решения о выдаче разрешения либо об отказе в выдаче направляется заявителю в течение одного месяца со дня принятия.

Повторное заявление о выдаче разрешения может быть подано не ранее, чем через один год после отклонения предыдущего заявления.

За выдачу разрешения на временное проживание взимается государственная пошлина – 1 600 рублей.

Как только иностранный гражданин получит РВП, то он не вправе по собственному желанию изменить место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, а также не вправе проживать вне пределов указанного субъекта.

Отметим, что разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин, например,

– представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

– имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами;

неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан;

находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи.

Вместе с РВП иностранный гражданин получает право трудоустроиться без оформления патента или разрешения на работу, получать бесплатное медицинское обслуживание, свободно въезжать и выезжать из РФ на протяжении всего срока действия РВП.

ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ

В течение срока действия разрешения на временное проживание (3 года), при условии проживания в РФ не менее одного года на основании РВП,  и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

Заявление на получение вида на жительства (ВНЖ) и документы к нему необходимо подать не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство утвержден Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 9 ноября 2017 г. № 846.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет и может быть продлен на пять лет неограниченное количество раз. Для того, чтобы ВНЖ не аннулировали, иностранному гражданину необходимо проживать в РФ не меньше 180 дней в году.

Срок рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство не должен превышать шести месяцев со дня подачи заявления. В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, делается отметка о выдаче ему вида на жительство.

Размер государственной пошлины – 3 500 рублей.

Для некоторых групп иностранных граждан этот вопрос решается в более сжатые сроки:

  1. Участники Госпрограммы и носители русского языка могут получить ВНЖ через 60 дней;
  2. Граждане Белоруссии и высококвалифицированные специалисты –  через 90 дней;
  3. Беженцы — через 15 дней.

Пребывание в России жителей из стран СНГ

Для граждан из большинства государств СНГ, не входящих в ЕАЭС (Азербайджана, Молдовы, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана), въезд в Россию осуществляется в безвизовом порядке по заграничному паспорту.

Они также заполняют миграционную карту, с которой получают право на законных основаниях пребывать на территории России 90 календарных дней подряд в каждом полугодии. Приезжие из этих стран обязаны встать на учет в течение 7 дней после прибытия. Граждане Таджикистана имеют право находиться в РФ без регистрации после прибытия в течение 15 дней.

По внутреннему паспорту въезд возможен для жителей стран Евразийского экономического союза (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии).

Граждане Беларуси не заполняют миграционную карту, однако становятся на миграционный учет в порядке, предусмотренном для всех жителей ЕАЭС – подают уведомление о прибытии через 30 дней после пересечения границы.

При этом мигранты из этой страны имеют право без каких-либо ограничений перемещаться по территории РФ и в таком случае проходить процедуру регистрации тоже не обязательно.

Если гражданин Белоруссии трудоустроен на территории РФ, то он может проживать в РФ до 1 года.

Чтобы получить ВНЖ для гражданам СНГ необходимо прожить в РФ не меньше одного года в пределах действия разрешения на временное проживание. Получить вид на жительство в России без разрешения на временное проживание могут граждане Беларуси.

Высококвалифицированные специалисты

Работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане: являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации.

Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения):

 в размере не менее чем пятьдесят восемь тысяч пятьсот рублей из расчета за один календарный месяц – для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (за исключением индивидуальных предпринимателей)

в размере не менее чем один миллион рублей из расчета за один год (365 календарных дней) – для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками, в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластер

без учета требования к размеру заработной платы – для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта “Сколково”

 в размере не менее ста шестидесяти семи тысяч рублей из расчета за один календарный месяц – для иных иностранных граждан

Работодатель самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски.

Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания, а также для оформления ему приглашения на въезд в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) работодатель представляет в МВД (отдел миграции):

1) ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста;

2) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым высококвалифицированным специалистом, вступление в силу которых обусловлено получением данным высококвалифицированным специалистом разрешения на работу;

3) письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией привлекаемого им высококвалифицированного специалиста;

Отметим!

Режим привлечения высококвалифицированного специалиста не распространяется на представительства иностранных юридических лиц, которые освобождены от необходимости оформлять разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и разрешения на работу для иностранных специалистов в пределах численности, согласованной при аккредитации представительства уполномоченным органом власти Российской Федерации.

Источник: http://standpoint.su/news/item/113-pravovoj-status-inostrannykh-grazhdan-v-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.