Возражения на камеральную проверку

Содержание

Как рассматриваются возражения на акты налоговых проверок — Audit-it.ru

Возражения на камеральную проверку

Карпова Е. В., эксперт журнала

Журнал “НДС: проблемы и решения” № 6/2018

Главное налоговое ведомство страны рассказало, как рассматриваются возражения на акты налоговых проверок налогоплательщиков (Информация ФНС). Полагаем, что основные моменты темы будут интересны широкому кругу читателей.

Акты налогового органа

Результаты определенных действий (налоговые проверки, обнаружение фактов налоговых правонарушений) налоговый орган сопровождает оформлением акта, который вручается налогоплательщику (см. таблицу ниже).

Вид налогового контроляОформление результатов (примечание)Сроки для оформления результатов налогового контроля
Камеральная налоговая проверка (КНП)Акт налоговой проверки (составляется только в случае, если проверяющими выявлены нарушения, – п. 5 ст. 88 НК РФ)*10 рабочих дней со дня окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ)
Выездная налоговая проверка (ВНП)Акт налоговой проверки (составляется вне зависимости от результатов проверки)Два месяца со дня составления справки о выездной налоговой проверке (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ).
Обнаружение фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ**Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях***10 дней со дня выявления указанного нарушения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ)

* Акт вручается проверяемому лицу под подпись или направляется по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня составления акта (пп. 1 п. 3, п. 5 ст. 100 НК РФ). Как правило, вместе с актом вручается извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

** За исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ (п. 1 ст. 101.4).

*** Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под подпись или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Если указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте (п. 1 ст. 101.4 НК РФ) и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 4 ст. 101.4).

Датой вручения акта, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день считая с даты его отправки.

Подача возражений

Налогоплательщик может не согласиться:

  • с выводами, предложениями, какими-либо фактами, изложенными контролерами в акте (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4);
  • с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Тогда он вправе подать возражения: письменно обратиться в налоговый орган.

К сведению:

Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии). Впрочем, не поздно это сделать и во время явки на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Тогда же даются устные пояснения.

На подачу возражений налогоплательщику отводится определенный промежуток времени (см. таблицу ниже).

Выражение несогласия на…Срок для подачи возражения на акт налоговой проверки
…акт налоговой проверкиМесяц со дня получения акта (п. 6 ст. 100)
…акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушенияхМесяц со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4)
…результаты дополнительных мероприятий налогового контроляВ течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101)

Возражения на налоговую проверку подаются (лично или через представителя) в канцелярию налогового органа или окно приема документов, но можно воспользоваться и почтовой отправкой.

К сведению:

Законные представители – это представители организации по закону или на основании учредительных документов (ст. 27 НК РФ); уполномоченные представители – представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

Процедура подачи возражений на акты налоговых проверок

В Информации ФНС акцентирует внимание на процедуре подачи возражений на акты налоговых проверок. Такие возражения на налоговую проверку направляются (лично или через представителя) в адрес налогового органа, составившего акт.

К сведению:

Номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Рассмотрение возражений

Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются в следующем порядке
(см. схему ниже):

Рассмотрение материалов налоговой проверки
Проверка явки лица, в отношении которого составлен акт
В случае явки лицаВ случае неявки лица
Налоговый орган рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия)Налоговый орган устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки

Далее ФНС приводит следующий алгоритм действий:

Извещение лица установлено…
…надлежащим…ненадлежащим
Присутствие лица…Принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки
…обязательно…необязательно
Принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверкиПринимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу налоговый орган должен (п. 3 ст. 101 НК РФ):

  • объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
  • разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки станет одно из следующих решений:

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);
  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ). 

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/952642.html

Камеральная проверка: порядок досудебного обжалования

Возражения на камеральную проверку

Решение налоговой инспекции о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности (если тем не менее доначислены налоги и пени) можно обжаловать в апелляционном порядке. Рассматривает такие жалобы вышестоящий налоговый орган, то есть, Управление ФНС России по субъекту Федерации.

Налоговый кодекс позволяет налогоплательщику подавать апелляционную жалобу сразу же после получения решения инспекции, не его вступления в силу (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Напомним, что решение вступает в силу по прошествии месяца. При этом обжалование не вступившего в силу решения автоматически влечет приостановление его исполнения, даже если жалоба подана в последний день срока.

Допускается обжалование и уже вступившего в силу решения.

Подать апелляционную жалобу можно до (или в течение года после) вступления в силу решения налогового органа в ту инспекцию, которая его вынесла, а затем оно в течение 3 рабочих дней передается в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).

В жалобе указывается: дата и номер решения, кто его вынес, приводятся контраргументы, требования (отменить решение полностью или частично, пересмотреть суммы недоимки, пеней или штрафа и т п.).

К жалобе прилагаются необходимые документы. Нужно учитывать, что рассмотрение жалобы проходит без участия налогоплательщика.

Поэтому пишите как можно точнее и понятнее — возможности дать пояснения у вас не будет!

Жалоба рассматривается в течение месяца без налогоплательщика (НК РФ предусматривает возможность продления этого срока еще на 1 месяц), о решении извещают письменно в течение трех рабочих дней (п. 6 ст. 140 НК РФ). По итогам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС может:

  • оставить апелляционную жалобу без удовлетворения;
  • отменить решение налогового органа полностью или в части;
  • отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение.

Если вышестоящий налоговый орган утвердил (полностью или в части) решение налогового органа, проводившего налоговую проверку, оно вступает в силу непосредственно с момента его утверждения. Дальнейшее обжалование возможно в судебном порядке, хотя не исключается и подача, в том числе и одновременная, жалобы в ФНС России (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Одним из результатов рассмотрения материалов налоговой проверки может быть решение о назначении дополнительных мероприятий на срок не более месяца: истребование документов у налогоплательщика или у третьих лиц, допрос свидетеля и (или) проведение экспертизы (см. Приказ ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@).

Требованием о представлении документов вручается налогоплательщику лично под расписку (если инспектор находится на территории налогоплательщика) или направляется по почте заказным письмом.

В этом случае датой получения требования считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Также требование может передаваться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

После получения требования внимательно изучите его. Инспекторы не имеют права запрашивать документы, ранее представленные организацией в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок, кроме случаев, когда предоставлялись подлинники, которые были возвращены.

Истребованные документы нужно представить в инспекцию в течение 10 рабочих дней.

Если по объективным причинам вы не укладываетесь в отведенный срок, письменно в течение одного дня уведомите инспекцию о причинах и сроках, когда это требование выполнить реально.

Инспекция имеет право отказать в продлении срока. Об этом (равно как и о продлении) в течение двух рабочих дней выносится отдельное решение.

Подготовьте копии документов, заверенные подписью руководителя и печатью организации (либо каждую страницу, либо сшить и заверить по сшивке, указав количество сшитых листов). Требовать представить нотариально заверенные копии инспекторы могут только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом (соответственно в требовании должна быть ссылка на этот закон).

Подготовленные документы нужно передать в инспекцию лично, по почте (заказным письмом) или через телекоммуникационный канал связи (см. Письмо ФНС от 3 сентября 2010 г. № АС-37-2/10613@).

По окончании дополнительных мероприятий инспекция назначает день и время для повторного рассмотрения всех материалов проверки. Рассмотрение проходит в том же режиме, что и в первый раз.

А значит, инспекторы должны уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения дополненных материалов. В ходе рассмотрения налогоплательщик вновь имеет возможность представить свои пояснения и возражения (см.

постановление Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 № 10519/10.)

Одним из результатов рассмотрения материалов налоговой проверки может быть решение о назначении дополнительных мероприятий на срок не более месяца: истребование документов у налогоплательщика или у третьих лиц, допрос свидетеля и (или) проведение экспертизы (см. Приказ ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@).

Если допдокументы у налогоплательщика не запрашиваются, инспекция обязана ознакомить проверяемого с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля до вынесения окончательного решения по проверке.

После этого назначается день и время для повторного рассмотрения всех материалов проверки, которое проходит в том же режиме, что и в первый раз. А значит, инспекторы должны уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения дополненных материалов.

В ходе рассмотрения налогоплательщик вновь имеет возможность представить свои пояснения и возражения (см.

постановление Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 № 10519/10).

После получения решения по апелляционной жалобе, если она не удовлетворена, налогоплательщик может обжаловать решение налогового органа в суде. Обжаловать в суде можно как утвержденное (измененное) первоначальное решение инспекции, так и новое решение, если его вынесла УФНС.

В соответствии с п. 3 ст. 138 НК РФ подать заявление в суд можно в течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщик получил извещение УФНС о решении, принятом по апелляционной жалобе.

Также налогоплательщик может обращаться в суд, если прошел срок рассмотрения жалобы (1 месяц), а информации о принятом решении нет (п. 6 ст. 140 НК РФ).

В таком случае трехмесячный срок на подачу заявления в суд считаем с момента истечения месячного срока, отведенного НК РФ на рассмотрение апелляционной жалобы (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Если вышестоящий налоговый орган утвердил (полностью или в части) решение инспекции, проводившей проверку, оно сразу же вступает в силу. Значит, инспекция получает право в течение 20 рабочих дней направить в организацию Требование об уплате налогов и пеней, доначисленных в результате проверки.

Оно может быть передано налогоплательщику (руководителю или уполномоченному представителю организации) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом (считается полученным на шестой рабочий день с момента отправления) или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Требование должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней со дня его получения либо в указанный в нем срок. Иначе инспекция сможет принудительно взыскать данную сумму: сначала за счет средств на банковских счетах, а потом и за счет иного имущества организации. Штраф будет взыскиваться в том же порядке.

Источник: https://kontur.ru/articles/2227

Возражения на акт камеральной налоговой проверки | Юридическая компания Проценко и Партнеры

Возражения на камеральную проверку

Обычно акты налоговых проверок содержат в себе список нарушении и санкций, применяемые к проверяемой компании. Но не всегда представители бизнеса согласны с тем, что допустили ошибки и нарушения налогового законодательства, а значит, и штрафы по отношению к ним не обоснованы.

Если вы не согласны с актом камеральной проверки, можно попытаться его оспорить и отменить, что повлечет за собой и отмену наложенных санкций.

В этом материале мы разберемся с тем, каким образом оформляются результаты камеральной налоговой проверки, что может стать основой для обжалования, а также куда обращаться с жалобами на действия фискальных органов.

Налоговое законодательство четко определяет, как должен быть оформлен акт налоговой проверки, чтобы он имел законную силу. Так, ст. 100 Налогового кодекса РФ говорит о том, что любой акт камеральной проверки должен содержать следующую информацию:

  • дата составления документа – в данном случае речь идет о непосредственном формировании акта и подписания его ответственными лицами ФНС;
  • полная информация о том, кто проводил проверку – ФИО инспекторов, их должности, а также наименование налогового органа. В конце акт обязательно должен быть подписан руководителем налогового органа или его заместителем;
  • сведения о компании, которая проверялась – полное наименование (ФИО, если речь идет об индивидуальном предпринимателе), контактные данные. Если проверяется одно из подразделений, указывается и его наименование, и сведения о материнской компании;
  • дата начала проверки и ее окончания;
  • дата поступления документов в ИФНС для проверки (эта дата может отличаться от начала проверки, ведь решение о ее проведении принимается в течение 3 месяцев с момента поступления декларации);
  • перечень документов, который был проверен, включая бумаги, которые были затребованы в процессе проверки для прояснения тех или иных спорных моментов;
  • информация о тех мероприятиях налогового контроля, которые использовались при проведении камеральной проверки;
  • перечень выявленных нарушений налогового законодательства, с документальными подтверждениями по каждому из них;
  • выводы налоговиков относительно проверки, которые включают наложенные санкции (если были нарушения), а также рекомендации по улучшению ситуации в будущем.

Отсутствие любого из вышеперечисленных пунктов дает основания считать акт камеральной проверки оформленным неправильно, а значит, появляются причины для его оспаривания.

Любое несогласие с актом проверки, будь то неправильное его оформление или фактические ошибки при выявлении нарушений, дают право бизнесу отстаивать свои интересы путем обжалования результатов.

Если вы уверены в своей правоте и вовремя примите необходимые меры, есть немалые шансы на окончательный успех и минимизацию негативных последствий проверки для компании.

Однако, чтобы все прошло успешно, нужно строго придерживаться установленных правил обжалования.

Общепринятый порядок обжалования результатов проверки следующий:

Изучение акта, полученного из ИФНС на предмет его содержания, пропущенных важных сведений, а также ошибок и неточностей. Проводить анализ лучше вместе с бухгалтерами и юристами – так больше шансов выявить все нарушения, которые впоследствии станут основанием для обжалования.
Подготовка возражения на акт проверки.

Данный документ – основной при обжаловании, потому его составлению следует уделить особое внимание. Возражение должно содержать в себе такие пункты:

  • сведения о компании, которая проверялась, налоговом органе, дате проведения проверки и инспекторах, проводивших аудит – эти сведения подаются в шапке документа;
  • вводная часть – краткая информация о самой проверке, какой период она включала, что проверялось и т.д.;
  • основная часть – здесь приводятся все несоответствия и нарушения, которые были выявлены при изучении акта камеральной проверки. Каждый из пунктов нужно снабдить доказательствами, ссылками на законодательство, привести правильные расчеты (если в акте были использованы неверные) и т.д.;
  • резолютивная часть – здесь приводятся выводы на основании выявленных ошибок, а также просьба отменить акт или некоторые его положения.

Подготовленное возражение вместе с сопроводительными документами

(если они требуются) направляют в налоговый орган, который проводил проверку. После получения возражения они обязаны его рассмотреть (если соблюдены сроки и другие требования к документу). Кстати, представители бизнеса имеют право попасть на рассмотрение жалобы и принять в нем участие, что может положительно повлиять на результат, если заранее подготовиться.

Если получено положительное решение, акт камеральной проверки будет отменен. Если же фискальный орган откажется удовлетворять требования, предъявленные в возражении, остается еще возможность оспорить результаты проверки в суде.

При подаче возражения очень важно соблюдать установленные законом сроки. Если они будут пропущены, оспаривание акта проверки станет невозможным.

Что же говорит законодательство о сроках, в которые можно оспорить результаты налоговой проверки? Для этого обычно выделяется 1 месяц, за который нужно успеть проанализировать акт, найти в нем основания для возражений, подготовить жалобу и направить ее адресату.

Важно помнить, что сроки отсчитывается не с момента подписания акта проверки, а с того времени, когда он будет получен представителем компании, которую проверяли. Обычно для этого используется дата вручения заказного письма или передачи документов, также это может быть день, когда бухгалтеру компании сообщили о результатах лично или другим способом.

Дальнейшие действия после подачи возражения зависят от того, чем закончится его рассмотрение в ФНС. Если там согласятся с вашими доводами и примут решение об отмене или изменении акта, больше делать ничего не нужно, санкции будут отменены автоматически, и до следующей проверки можно расслабиться.

Однако если комиссия откажет в удовлетворении требований, и результаты аудита останутся в силе, потребуются дополнительные действия. Поскольку дальнейшее обжалование возможно только через суд, привлеките к процессу юриста по налогам (если вы не сделали этого ранее), и обсудите дальнейшие действия.

Если это будет целесообразно, готовится исковое заявление в арбитражный суд, где ответчиком выступает налоговый орган, проводивший проверку, а в качестве требований заявляется необходимость пересмотреть или отменить акт проверки.

При наличии существенных доказательств суд вполне может стать на сторону истца и удовлетворить его требования.

Заключение

Акты камеральной налоговой проверки часто заканчиваются санкциями для проверяемых компаний, причем такие выводы не всегда основаны на реальных нарушениях законодательства.

Если вы считаете, что с вашей стороны все чисто, можно подготовить возражение и направить его на рассмотрение в налоговый орган, проводивший проверку.

При грамотной подготовке и участии юристов есть немалые шансы на успех обжалования.

Источник: https://ppartners.ru/articles/vozrazheniya-na-akt-kameralnoy-nalogovoy-proverki/

Возражение на акт налоговой проверки

Возражения на камеральную проверку

Если выводы сотрудников ИФНС, отраженные в акте выездной или камеральной проверки, могут негативно сказаться на интересах и безопасности бизнеса, от лица компании составляется возражение.

От того, насколько аргументированным и структурированным получится этот документ, зависит степень его влияния на окончательное решение по итогам проверки. Его можно будет обжаловать уже только в налоговом Управлении или суде (см.

определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О).

Значение возражения на акт налоговой проверки для бизнеса

Акт налоговой проверки не является финальным документом – он лишь оповещает налогоплательщика о предварительных выводах налоговиков. Поэтому важно изложить позицию собственника бизнеса до предъявления каких-либо требований, влекущих за собой правовые последствия.

https://www.youtube.com/watch?v=qmEasXjiiR4

Еще лучше – организовать с помощью экспертов всю финансовую отчетность так, чтобы у инспекторов не возникало претензий на камеральных проверках, а риск назначения выездной проверки сводился к нулю. Предварительное прогнозирование налоговых рисков сэкономит не только ресурсы компании, но и время и нервы ее сотрудников.

В процессе бухгалтерского обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice контролируют уровень налоговой нагрузки клиента, анализируя всевозможные риски и предугадывая наперед возможные действия налоговиков.

Мы знаем, что и как проверяет ИФНС: чтобы предотвратить возможные потери бизнеса, наши эксперты согласовывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений – поэтому даже по итогам самой пристрастной проверки сотрудники ИФНС не смогут сформулировать какие-либо замечания.

В каких случаях составляется акт налоговой проверки

Акт составляется как при выездных, так и при камеральных проверках.

Но в случае выездных проверок данный документ составляется всегда – поэтому их лучше избежать, чем потом вступать в письменную дискуссию с ИФНС.

При камеральных проверках акт имеет место быть, если налоговики нашли нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ) – а это при грамотной организации налогового и бухгалтерского учета также можно исключить.

Акт камеральной налоговой проверки

По итогам любой камеральной проверки инспекторы делают выводы, нарушил ли налогоплательщик законодательство или нет. Если факты нарушения удалось выявить, сотрудники инспекции в течение 10 дней после окончания проверки составляют акт камеральной проверки (в соответствии с п.

5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.). Исходя из изложенной в нем информации, руководитель инспекции или уполномоченное лицо выносит решение о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение или нет (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Отсутствие акта является для суда основанием для отмены решения, вынесенного ИФНС по результатам рассмотрения материалов проверки – даже в случае выявления нарушений (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт выездной налоговой проверки

В отличие от предыдущего документа, акт выездной налоговой проверки составляется и в том случае, если никаких нарушений не обнаружено (пп. 1, 3 ст. 100 НК РФ).

В противном случае итоговое решение по результатам проверки не может соответствовать нормам законодательства – ведь оно выносится уполномоченным лицом только после рассмотрения всех материалов, относящихся к проверке, в том числе самого акта (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен по форме, утвержденной ФНС России в приказе от 08.05.

2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение 23), и содержать описание выявленных нарушений и принятого налоговиками решения.

Поэтому собственник бизнеса в любом случае должен быть информирован о предварительных выводах ИФНС и иметь возможность составить возражение, в котором выскажет свое видение ситуации.

При формулировании опровержений важно учесть все нюансы процесса вынесения итогового решения руководством ИФНС, а это под силу только экспертам.

Срок и порядок подачи возражения

На подачу возражений Налоговый кодекс отводит 1 месяц со дня получения налогоплательщиком акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Направить возражения на акт возможно:

  • через канцелярию подразделения налоговой службы;
  • по почте;
  • в электронном виде через специальную форму или личный кабинет на сайте ФНС.

Выражая свое несогласие с фактами, выводами и предложениями из акта налоговой проверки, лучше приложить копии документов, подтверждающих обоснованность ваших возражений.

Эксперты 1С-WiseAdvice всегда готовы оказать клиентам всестороннюю экспертную поддержку, обеспечивающую безопасность бизнеса в самых угрожающих условиях.

Большая практика составления аргументированных возражений, которые всегда учитывали при вынесении итогового решения по результатам проверки, позволяет нашим специалистам сформировать собственную систему выстраивания взаимоотношений с ИФНС в этом вопросе.

Мы не только готовим обоснованные ответы на запросы и требования, даем пояснения, но и боремся за благоприятный для клиента исход по итогам налоговой проверки уже после вынесения решения, в том числе в суде.

Общие требования к составлению возражения

Закон не устанавливает конкретную форму для возражения на акт проверки. Статья 139.2 Налогового кодекса предусматривает лишь общие требования к форме и содержанию жалоб, которые можно использовать и при составлении возражений – в бумажном или электронном формате.

В содержании документа необходимо указать свои данные; реквизиты акта налоговой проверки; в какой именно ФНС подается возражение; перечень оснований, подтверждающих, по мнению налогоплательщика, необоснованность выводов инспекторов; свои требования и предпочитаемый способ получения ответа (почта, электронная почта и т.д.).

Рекомендуемая структура состоит из трех условных разделов:

  • вводного, в котором необходимо информировать адресата о том, когда и в отношении кого проводилась проверка;
  • описательного – перечня всех нарушений, указанных в акте, и аргументированных возражений на них со стороны налогоплательщика;
  • резолютивного – здесь кроме собственных выводов заявитель может указать на необходимость уведомления его о месте и времени рассмотрения возражений.

Каждое возражение на обнаруженное нарушение необходимо выделять в отдельный пункт со ссылкой на нормы законодательства, действовавшие на момент проверки. Независимо от характера перечисленных в акте претензий налогоплательщик может ссылаться на смягчающие обстоятельства – они перечислены в п. 1 ст. 112 НК РФ.

Образец возражения от ФНС России

Образец возражения 1C-WiseAdvice

Эксперты консалтинговой компании 1C-WiseAdvice знают, как именно оградить ваш бизнес от излишнего внимания контролирующих органов.

Наш риск-ориентированный подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки.

Его эффективность обеспечиваем двумя способами: с помощью внутренней автоматизации и регулярного аудита работы наших сотрудников. Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных и выездных проверок

Но если по результатам проверки вы все-таки получили акт, специалисты 1C-WiseAdvice приложат максимум усилий, чтобы предотвратить убытки или свести их к минимуму.

Шаблонная форма возражения от ФНС, которая находится в свободном доступе на многих специализированных ресурсах, предусматривает изложение типичных спорных ситуаций с заведомо проигрышной позиции.

Одни лишь ссылки на «законы и иные нормативные правовые акты» вряд ли повлияют на итоговое решение уполномоченных лиц, а соответственно, не освободят от ответственности. Не стоит надеяться, что удастся найти явные формальные ошибки в действиях налоговых инспекторов.

Возражения, составленные экспертами 1С-WiseAdvice, формируют комплексную картину несостоятельности представленных в актах выводов проверяющих.

Многолетний опыт, понимание процессов формирования итогового решения «изнутри», оперирование многочисленными ссылками на регулярно меняющуюся судебную практику и разъясняющие письма вышестоящих инстанций позволит нам свести негативные последствия налоговой проверки к минимуму.

Кроме того, глубокий анализ необоснованности выводов акта налоговой проверки может стать залогом успешного для вас разрешения спора, если придется составлять иск в суд или жалобу в УФНС.

Образец возражения от 1С-WiseAdvice

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/vozrazhenie-na-akt-nalogovoi-proverki/

Камеральная проверка: возражения на акт налоговой проверки

Возражения на камеральную проверку

Получив акт камеральной проверки, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Это можно сделать в том случае, если: – налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями налогового инспектора по существу;

– если есть необходимость указать руководителю инспекции (его заместителю) на ошибки, неточности в акте и (или) нарушение прав налогоплательщика в ходе проверки.

Примечание. Налогоплательщик имеет право представить возражения на акт камеральной проверки. И таким образом повлиять на принятие решения в целом по итогам камеральной проверки.

Представление возражений – это право налогоплательщика, т.е. возражения можно не подавать. Причем непредставление возражений не означает того, что налогоплательщик полностью согласен со всем изложенным в акте.

НК РФ дает налогоплательщику право в любом случае представлять пояснения по актам проверок (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ): – в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 1 п. 4 ст.

101 НК РФ);

– при обжаловании решений по таким актам в вышестоящий налоговый орган и в случае судебного разбирательства (ст. ст. 137 – 138 НК РФ).

Когда правом надо воспользоваться

Своим правом на представление возражений следует воспользоваться, например, если налогоплательщик категорически не согласен с выводами, сделанными налоговиками, и намеревается отстаивать свою позицию перед руководителем налогового органа, в вышестоящем органе или суде.

Практика показывает, что не имеет смысла акцентировать внимание лишь на формальных нарушениях при проведении камеральной проверки (например, нарушение срока проверки). И подавать возражения, основываясь лишь на формальных нарушениях, нет смысла. Более того, это нецелесообразно, поскольку налоговики получат возможность своевременно исправить мелкие недочеты.

Соответственно, налогоплательщик лишится дополнительных “козырей”, ведь на формальные недочеты можно будет указать и в суде. Таким образом, возражать следует лишь относительно тех выводов, которые сформулированы в описательной и итоговой частях акта камеральной проверки.

Налогоплательщик должен понимать, что лишь нарушение срока составления акта или трехмесячного срока проведения камеральной проверки не будет препятствовать вынесению решения ИФНС.

По форме

Возражения подаются в письменной и произвольной форме. Они могут быть поданы: – на акт камеральной проверки в целом; – на его отдельные части (п. 6 ст. 100 НК РФ). Во вводной части указываются: – дата представления возражений; – наименование организации или Ф.И.О.

физического лица; – адрес местонахождения для организации или адрес места жительства для физического лица; – ИНН, КПП; – наименование налогового органа, в который представляются возражения; – Ф.И.О.

и должность налогового инспектора, который проводил камеральную проверку; – по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период); – даты начала и окончания проверки.

Указываются: – возражения относительно конкретных выводов и (или) предложений; – сумма, с взысканием которой налогоплательщик не согласен; – аргументы обеих сторон – налогоплательщика и инспектора. Аргументы следует высказывать кратко, четко, со ссылками на НК РФ.

Ставится подпись руководителя либо физического лица, а также представителя (при наличии). Проставляется печать (при наличии).

Необходимые приложения

Усилить позицию налогоплательщика могут: – судебные решения. Это могут быть решения соответствующих ФАС или решения Высшего Арбитражного Суда РФ; – письма Минфина России, ФНС России, УФНС по субъекту РФ или письменные разъяснения ИФНС России.

Но лучше всего подтверждают правоту налогоплательщика соответствующие документы – регистры учета, “первичка” и т.д. Документы прилагаются в виде заверенных копий. Необходимое уточнение: налогоплательщик имеет право прилагать документы, но не обязан это делать (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Однако наличие документов может существенно повлиять на вынесение положительного решения.

Насколько правомерно представлять недостающие документы в вышестоящий орган или суд? Налогоплательщик в обоснование своих возражений по акту может представить в суд документы и иные доказательства независимо от того, были ли они представлены в налоговый орган в установленные сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

ВАС РФ указал, что суд обязан принять и оценить представленные в судебное заседание документы (п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Это решение актуально до сих пор, но эта позиция неприменима, если документы уже были истребованы ИФНС в ходе проверки, но не были представлены в инспекцию до вынесения решения без уважительной причины. Уважительными причинами непредставления документов могут считаться, например, следующие: – нет доказательств, что налоговый орган направлял налогоплательщику требование о представлении документов; – нет доказательств надлежащего вручения требования; – документы были изъяты;

– требование не получено по вине сотрудников почты и т.д.

Подаем возражения

Для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится 15 рабочих дней со дня получения экземпляра акта камеральной проверки (ст. 100 НК РФ). Срок для представления возражений исчисляется со дня, следующего за днем, когда вы получили акт камеральной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Если налогоплательщик не является за актом, уклоняется от его получения и т.д.

, то 15 дней будут исчисляться начиная с седьмого дня после даты отправки акта по почте (абз. 2 п. 5 ст. 100, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Представить возражения можно в любой день, в том числе и в последний. Но, конечно, лучше не тянуть. Возражения подаются в налоговый орган, который осуществлял проверку и составлял соответствующий акт.

Возражения рассматриваются в течение 10 дней (п. 1 ст. 101, п.

6 ст. 6.1 НК РФ).

Примечание. Если нет возможности представить документ одновременно с возражениями, то можно согласовать срок их представления с ИФНС (п. 6 ст. 100 НК РФ). Строго говоря, и согласование не обязательно, поскольку налоговый орган при принятии решения обязан учитывать все имеющиеся у него материалы (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Целесообразнее изготовить возражения в двух экземплярах – один остается в ИФНС, другой, с отметкой канцелярии ИФНС (отметка о приеме, дата приема, подпись и Ф.И.О. принявшего), – у налогоплательщика.

Не следует направлять возражения на акт камеральной проверки по почте, поскольку есть вероятность того, что ИФНС России не получит их до вынесения решения по итогам проверки. К сожалению, возможности продления срока представления возражений НК РФ не предусматривает.

Срок, в течение которого руководитель инспекции (его заместитель) должен вынести решение, отсчитывается от даты окончания 15-дневного срока для представления возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ). Однако возражения, поданные позже установленного срока, но до вынесения решения по итогам проверки, должны быть учтены при вынесении решения.

То есть в любом случае у налогоплательщика остается право давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). То есть свои аргументы можно привести при обжаловании решения по итогам камеральной проверки в вышестоящем налоговом органе или суде.

Если право на возражения нарушено

Одно из наиболее распространенных нарушений права налогоплательщика – вынесение решения до истечения срока подачи возражений. Решение, которое принято до истечения срока подачи возражений, будет отменено, если налогоплательщик: – не был уведомлен о дате рассмотрения материалов и – не участвовал при их рассмотрении.

К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки относятся (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ): – обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя; – обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В данном случае налицо нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, что является безусловным основанием для отмены решения по итогам проверки. Часто налогоплательщик лишается возможности представить возражения, поскольку не вручается акт камеральной проверки до рассмотрения ее материалов.

Например, акт пришел по почте после того дня, на который было назначено рассмотрение материалов проверки. Можно с уверенностью утверждать, что суд примет решение в пользу налогоплательщика, если он был не извещен о дате рассмотрения материалов проверки и не присутствовал на нем. Если же налогоплательщик присутствовал при рассмотрении, то, скорее всего, суд не станет отменять решение.

Процедура рассмотрения предполагает оглашение акта и то, что налогоплательщик может дать объяснения (ст. 101 НК РФ). Случается, что вовремя представленные возражения не включаются в материалы проверки.

Причины могут быть самые разнообразные, но ситуация складывается всегда одна: – налогоплательщик, будучи уверенным, что высказал свою позицию в возражениях, не является на рассмотрение материалов проверки;

– руководитель инспекции (его заместитель), не “встретив” возражений, принимает решение без учета возражений и объяснений налогоплательщика.

Примечание. Целесообразно присутствовать при рассмотрении материалов проверки или направить представителя.

На тот случай, если выяснится, что возражения налогоплательщика не поступали, рекомендуется запастись доказательствами того, что они были своевременно представлены: – копией с отметкой о принятии ИФНС;

– почтовыми документами – квитанцией и описью вложения (если возражения направлялись по почте).

С учетом того что праву налогоплательщика представить возражения на акт корреспондирует обязанность фискалов принять и рассмотреть их в составе материалов налоговой проверки, скорее всего, решение ИФНС будет отменено в судебном порядке. Однако это возможно в том случае, если в возражениях содержалась информация, которая однозначно подтверждает правоту налогоплательщика.
 

Июль 2012 г.

Камеральная проверка, Налоговые споры

Источник: http://www.pnalog.ru/material/kameralnaya-nalogovaya-proverka-vozrazheniya

Возражение на акт камеральной налоговой проверки: образец, срок подачи, стоимость | «Правовест Аудит»

Возражения на камеральную проверку

В случае несогласия с изложенными в акте камеральной проверки фактами, выводами и предложениями, в течение одного месяца со дня получения акта Вы вправе представить письменные возражения в налоговую в целом или по его отдельным положениям. При этом Вы вправе приложить к письменным возражениям на акт камеральной проверки документы, подтверждающие их обоснованность.

Материалы налоговой проверки (акт, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, письменное возражение на акт камеральной проверки) должны быть рассмотрены налоговым органом в течение десяти рабочих дней со дня истечения срока на представление возражений по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Судебная практика

О времени и месте рассмотрения акта проверки Вас обязаны известить, обеспечивая тем самым Ваше право участвовать в этом процессе. Действующий порядок рассмотрения опровержений (возражение на акт налоговой проверки) не предусматривает определенного способа извещения.

Поэтому, надлежащим будет признаваться извещение, сделанное путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения непосредственно, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или переданное в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Примеры документов

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения возражений по акту проверки, не является препятствием для их рассмотрения. Однако участие этого лица может быть признано обязательным руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Т.е. срок рассмотрения возражений на акт проверки может быть перенесен.

При рассмотрении возражений на акт проверки, как правило, оглашаются существенные положения акта, при необходимости – иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. В отсутствие письменных возражений Вы праве давать свои объяснения устно.

На стадии рассмотрения возражений на акт налоговой проверки (до вынесения решения по существу) налоговый орган вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Их целью может быть исключительно сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых правонарушений.

Поэтому, решение о подаче письменных претензий (возражение на акт налоговой проверки) должно очень взвешенным: изложенные аргументы могут дать направление налоговым органам, какие ещё доказательства необходимо собрать, чтобы усилить позицию, изложенную в акте налоговой проверки. Также это увеличит срок принятия решения по итогам налоговой проверки.

Рекомендуем воспользоваться помощью юристов, чтобы оценить вероятные последствия подачи возражений на акт камеральной проверки.

Возможно, именно в Вашем случае, предоставление возражений нецелесообразно и может быть использовано против Вас.

Тем более, что отсутствие возражений на акт проверки не препятствует дальнейшему оспариванию результатов проверки, только если выводы акта камеральной проверки не основаны на непредставлении существенных документов.

Если же Вы уверенны в своих намерениях подать возражения на акт камеральной проверки, то будьте готовы к дополнительным мероприятиям налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок (не может превышать один месяц) и конкретная форма их проведения: истребование документов (у проверенного лица и/или иных лиц, располагающих необходимой информацией), допрос свидетелей и/или проведение экспертизы.

На данном этапе важно оценить законность и обоснованность требований о предоставлении дополнительных документов/информации, чтобы не предоставить лишнего.

Свидетелям также может потребоваться подготовка и юридическая поддержка налогового адвоката, чтобы процедура допроса прошла корректно.

С полученными материалами дополнительных мероприятий налогового контроля Вы вправе ознакомиться, подав соответствующее заявление. Также Вы можете представлять возражение на акт камеральной проверки относительно новых фактов.

В случае назначения и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Вас должны известить о новых времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Существенные нарушения процедуры рассмотрения результатов проверки могут стать дополнительными основаниями для оспаривания решения налогового органа.

Налоговый орган не обязан объявлять о принятом решении в день рассмотрения материалов проверки, поэтому, как правило, об окончательных его выводах Вы узнаете из решения, изготовленного в полном объеме по окончании сроков на его принятие и вручение.

Другие виды налоговых проверок:

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/comments-for-the-report-checks/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.