Возможность выполнения одновременно двух работ

Основные свойства внимания

Возможность выполнения одновременно двух работ

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания – в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, како­му-либо событию или факту.

Степень или сила сосредото­ченности – это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация – это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности яв­ляется невозможность отвлечь внимание от предмета дея­тельности посторонними раздражителями.

Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью погло­щен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его мож­но окликнуть, позвать обедать – он не отвечает, а порой даже и не слышит.

В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

Устойчивость – это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности.

Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого вре­мени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П.

Павлов говорил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредото­ченность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой спо­собностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значи­мости, от отношения к выполняемой работе.

Проследить колебания внимания можно при восприя­тии двойственных изображений, например большого и ма­ленького квадратов. Если в течение нескольких минут смот­реть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут – находится перед большим, либо «проваливается» – большой квадрат выдвигается на пере­дний план.

Внимание не может долго задерживаться на неподвиж­ном объекте (например, точка на листе), если мы не мо­жем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче раз­личными своими свойствами объект, тем легче сосредото­чить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спек­такля, беседа с интересным человеком, содержание жи­вописного пейзажа.

Объем – это количество объектов, которые охватыва­ются вниманием одномоментно, одновременно.

Объем вни­мания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.

Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Для определения объема внимания пользуются специ­альным прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» – быстрейший и «скопео» – смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объек­тов – букв, геометрических фигур, знаков – на 0,1 с. Сколь­ко объектов запомнил человек – таков его объем внимания.

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех – шести.

Человек, находящийся на крупном современном про­изводстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.

Распределение внимания – это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое вни­мание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого.

Например, сту­дент на лекции распределяет одновременно внимание меж­ду тем, что записывает, и тем, что слышит в данный мо­мент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение рас­пределять внимание у людей различно.

Говорят, что Напо­леон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно бу­дет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять свое внимание развивается посте­пенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо рас­пределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не сле­дует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенкана другое. Но способствовать развитию этого умения необ­ходимо.

Переключение – это сознательное и осмысленное пе­ремещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания явля­ется его переключение, т.е. способность быстро перехо­дить от одной деятельности к другой. Сознательное пе­реключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей преды­дущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается неко­торым напряжением, которое выражается в волевом уси­лии.

Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нра­вится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной.

Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая сме­на видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознатель­но ставит цель заняться чем-то новым.

Внимание быстрее и легче переключается от менее важ­ного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индиви­дуальные особенности человека – одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя – способности распределять внимание.

Внимание и рассеянность. Обычно внимание противо­поставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: «Рассеянный с улицы Бас-сейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вме­сто валенок перчатки натянул себе на пятки».

Однако рассеянность и невнимательность не всегда со­впадают друг с другом. Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредо­точиться долгое время, его внимание непрерывно пере­скакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, осо­бенно в состоянии утомления, во время болезни.

Но рассеянность может иметь и совершенно иную При­чину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян.

Например, многие ученые со­вершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность явля­ется выражением максимальной собранности и сосредо­точенности на основном предмете своих мыслей.

У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К.К. Платонов в книге «Занимательная психология» при­водит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит… часы.

Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось от­крыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».

Одна из причин невнимания – недостаточная умствен­ная активность. Огромную роль в развитии внимания иг­рает направленность личности.

Источник: https://studopedia.ru/4_73242_osnovnie-svoystva-vnimaniya.html

Человек мультизадачный: сверхспособность или фикция?

Возможность выполнения одновременно двух работ

Сейчас, пожалуй, никого не удивишь умением выполнять несколько дел одновременно. Мы с легкостью совмещаем проверку уроков любимого чада с просмотром сериала и беседой со своей «второй половинкой».

А на работе? Наниматели откровенно пишут требование в объявлениях о вакансиях: «Способность работать в режиме многозадачности». Скорее всего, это значит, что вам придется отвечать на телефонные звонки, параллельно работая над проектом, одновременно обсуждая его с коллегами, при этом оперативно реагировать на срочные поручения от начальства. Ну, или что-то в этом духе.

Но, несмотря на то, что такой режим воспринимается сегодня как почти естественный, ничего нормального и естественного в нем нет. Человек просто физически не может концентрироваться более, чем на одной задаче в определенный отрезок времени.

Таким образом, решая «сразу» множество вопросов, мы заставляем мозг постоянно переключаться, уделяя каждому несколько секунд.

При это оказываются задействованы многие структуры нашего «мыслительного центра»: лобные доли, префронтальная кора и другие.

Человек, пытающийся решить несколько задач одновременно, не может работать эффективно. В первую очередь, это связано с особенностями нашего внимания.

Почему многозадачность вредна?

  •  У людей, привыкших делать «все и сразу», заметно снижается плотность клеток мозга в области, отвечающей за эмпатию, контроль эмоций и познавательную деятельность — в передней поясной коре. Такие люди со временем становятся менее отзывчивы к чужим проблемам, хуже контролируют эмоциональные всплески. Возможно, именно этим объясняется желание «спустить собаку» на тех, кто мешает нам в данный момент.
  •  Коэффициент интеллекта также ощутимо снижается. Согласно результатам исследования, проведенного в Лондонском университете, в момент работы в режиме многозадачности IQ взрослого нормально развитого с интеллектуальной точки зрения человека падает до уровня школьника 8 лет. Стоит ли удивляться, что результаты такой работы оказываются весьма не впечатляющими.
  •  Переключаться между задачами становится все труднее. К примеру, после проверки почты или новостной ленты в соцсетях мозгу нужно примерно около минуты, чтобы вновь включиться в деятельность, которой вы занимались до этого. А если вы будете заниматься проверкой 10 раз в течение часа, то 10 минут рабочего времени потеряете – и это по самым скромным подсчетам. К примеру, университетский профессор из Калифорнии, Глория Марк, считает, что для полноценного включения в рабочую задачу человеческому мозгу требуется чуть больше 23 минут. А теперь представьте, сколько вы успеете сделать за этот же час при таком условии?
  •  Принимаясь за множество дел одновременно, вряд ли вы выполните хотя бы одно из них на «отлично». Вы поневоле уделите больше внимания действиям, которые даются сложнее. При этом на задачах, в которых вы действительно профи, вы будете сконцентрированы гораздо в меньшей степени, а значит, сделаете их хуже. Так, если вы отличный копирайтер и при этом вынуждены заниматься маркетингом, интернет-аналитикой или, к примеру, дизайном, то на качество статей вы со временем станете обращать гораздо меньше внимания, и они, в конце концов, перестанут быть интересными.
  •  Переключение между задачами — процесс для мозга энергозатратный. То и дело совершая подобные «скачки», он использует глюкозу. Да и для сосредоточении на очередной проблеме она также нужна. Таким образом, чтобы снизить расход «топлива», часто переключаться не стоит.

Руководитель и учредитель event-агентства «Режиссерская версия» Игорь Полонский, к примеру, крайне скептически относится к возможности эффективной работы в режиме многозадачности. Он считает, что «мультифункционал» вряд ли найдет себе место в четко отлаженной системе, где каждый работник отвечает за строго очерченный небольшой спектр задач. Узкоспециализированные сотрудники, в конечном итоге, окажутся более эффективными и смогут решать поставленные задачи быстрее, чем их коллеги, которые берутся за одновременное выполнение множества функций. Справедливость его слов подтверждает результативность агентства: в течение первого года работы ему удалось реализовать 12 проектов, в течение второго — более 40.

Почему же, несмотря на очевидные минусы работы в режиме многозадачности, до сих пор находятся люди, которые продолжают практиковать подобный подход? На самом деле, им просто нравится чувствовать себя суперспециалистами, способными одним махом справиться с целым ворохом задач. Это приносит им моральное удовлетворение и поднимает самооценку. Возможно, они действительно обладают сверхспособностями?

На самом деле это не так. Людей, которые могут уделять внимание нескольким вопросам одновременно, не существует. Просто некоторые умеют быстрее переключаться с одного дела на другое и концентрировать внимание на каждой новой задаче. При этом, выбирая наиболее комфортный режим выполнения задач для себя, неплохо все же учесть особенности такого свойства психики, как внимание.

Что такое внимание?

В психологии под вниманием понимают способность человеческого сознания концентрироваться на определенном объекте, явлении, задаче.

При этом и концентрация, и переключение внимания с объекта на объект может быть как случайным (непроизвольным), так и произвольным, т.е. вызванным волевым усилием. Последнее нам особенно интересно, т.к.

именно это имеет важное значение для любой эффективной деятельности.

Свойства внимания

  •  Переключение — способность осознанно сосредоточиваться на различных задачах в связи с постановкой новых целей. Это свойство внимания можно натренировать.
  •  Концентрация — способность максимально полно сосредоточиться на одой задаче, не отвлекаясь на посторонние раздражители — шум, разговоры, телефонные звонки и т.п. Человеку, способному к высокой концентрации, чрезвычайно трудно переключаться с одной задачи на другую.
  •  Устойчивость — это длительность концентрации внимания на одном объекте. Оно зависит от новизны впечатлений от данного объекта или задачи. Можно сознательно повышать свой интерес к тому, на чем вы сосредоточены в данный момент, связывая свою деятельность с вашими потребностями. Можно также увеличить устойчивость внимания, если свести к минимуму количество отвлекающих факторов.
  •  Распределение — способность поочередно концентрироваться на нескольких действиях, быстро переключаясь с одного на другое. К примеру, при вождении автомобиля вам необходимо следить за дорогой впереди и позади себя, обращать внимание на знаки и сигналы светофора, переключать скорости и регулировать подачу газа. Способность к распределению внимания не бесконечна. Прибавьте к перечисленным задачам разговор по телефону, прослушивание сводки новостей и попытки доказать что-то капризному ребенку — вряд ли в такой ситуации вы сможете в равной степени уделять внимание всему этому.
  •  Объем внимания определяется количеством объектов, которые мы способны воспринимать с достаточной ясностью и четкостью одномоментно. Обычно их не так много: в среднем 3-5.

Работая в режиме мультизадачности, мы вынуждены по максимуму использовать все свойства внимания: нам приходится постоянно удерживать в поле зрения несколько задач, концентрироваться на каждой, при этом распределять внимание между ними и вовремя переключать его с одного вопроса на другой.

Для того, чтобы эффективно справляться с различными профессиональными обязанностями, оказывается необходимо в большей степени развивать те или иные свойства внимания.

Так, писателю или редактору важна способность к высокой концентрации. Людям, работающим с аудиторией — преподавателям, тренерам — важно уметь виртуозно распределять внимание.

В идеале развитие каждого из этих свойств помогает нам сосредоточиться на выполняемой работе и сделать ее максимально хорошо.

Применяем знания на практике

Как же все-таки некоторым людям удается совместить эффективное выполнение нескольких дел одновременно, если такой режим не является для нашей психики естественным? Секрет прост: такая многозадачность является мнимой.

Если одна из задач выполняется «на автомате», она не требует высокой концентрации внимания.

К примеру, тот же водитель-профессионал будет с удовольствием развлекать вас разговорами за рулем, а новичок полностью сосредоточится на дороге и своих действиях.

Чтобы сделать свою работу более эффективной, попробуйте воспользоваться следующими советами:

  •  Планируйте дела на день. Старайтесь соизмерять свои возможности и объем задач. Подумайте, какие дела вы можете поручить выполнить кому-то еще.
  •  Правильно расставляйте приоритеты при планировании — в этом поможет матрица Эйзенхауэра.
  •  Учитывайте, что гораздо легче переключиться с рутинной и не слишком важной работы на более увлекательную и значимую, поэтому определите правильную очередность задач.
  •  Совмещайте действия, которые вы выполняете автоматически с теми, что требуют большей концентрации.
  •  При планировании выделите одну основную задачу, над которой собираетесь работать — это позволит избежать суеты и желания «разорваться».
  •  Применяйте различные приемы для лучшего запоминания: рифмуйте, подбирайте ассоциации, буквенные коды и аббревиатуры — в этом случае вы облегчите мозгу задачу переключения с одного дела на другое.
  •  Уделите время тренировке каждого из свойств внимания, особенно тех, которые необходимы для вашей деятельности: ищите отличия и «спрятанные» предметы на картинках или используйте другие приемы.
  •  Старайтесь свести к минимуму отвлекающие факторы: отключите уведомления и телефон, не заходите по ссылкам на сторонние ресурсы, которые в данный момент вам не нужны, проверяйте почту и соцсети в строго отведенное время и т.д.

На сервисе SmartProgress удобно составлять планы для достижения перспективных целей — на месяц или даже на год. Оценят ресурс и те, кто ставит себе задачи на неделю или на день. Сервис удобен тем, что позволяет одновременно ставить себе несколько целей и контролировать ход их выполнения.

Планируйте свою работу, не забывая при этом правильно распределять свои силы, время и внимание. А еще помните о главном правиле многозадачности: одно из действий, по меньшей мере, должно выполняться автоматически, с минимальными затратами ваших внутренних ресурсов.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/smarttalks/chelovek-multizadachnyi-sverhsposobnost-ili-fikciia-5d95b10bbd639600b19cb479

Какие из свойств внимания обладают следующими признаками?

Возможность выполнения одновременно двух работ

1) Возможность выполнения одновременно двух работ, если одна из них полностью или частично автоматизировано, другая не требует сосредоточенности сознания.

2) Возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому.

3) Непроизвольный переход от одной деятельности к другой, хотя первая еще должна продолжаться.

4) Количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

5)Длительность сосредоточения внимания на объекте.

6) Степень сосредоточенности сознания на объекте.

Варианты ответов:

а) переключение; б) отвлечение; в) распределение; г) устойчивость; д) объем;

е) концентрация.

1 – в

2 – а

3 – б

4 – д

5 – г

6 – е

Нарушение способности к концентрации внимания называется …

1. переключаемостью

2. рассеянностью

3. распределением

4. отвлекаемостью

ТЕМА 3.1. ТЕМПЕРАМЕНТ. СПОСОБНОСТИ

3.1.1. Индивид, субъект, личность, индивидуальность

Главным в характеристике личности является ее _____ сущность.

1) общественная

2) биологическая

3) телесная

4) индивидуальная

Сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей, называют …

1) индивидуальностью

2) личностью

3) индивидом

4) субъектом

3.1.2. Темперамент

Сильными уравновешенными типами темперамента являются…(2 ответа)

1) сангвинистический

Флегматический

3) холерический

4) меланхолический

Преобладание желчи, по К. Галену, характерно для таких типов темперамента, как …(2 ответа)

Холерик

Меланхолик

3) сангвиник

4) флегматик

3.1.3. Способности

К специальным способностям относятся …(2 ответа)

1) математические способности

Технические способности

3) умственные способности

4) способность слышать

Задатки обусловливают ______ и ______(2 ответа)

1) уровень достижения

Быстроту развития

Уровень знаний

4) завершение деятельности

ТЕМА 3.2. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА

3.2.1. Характер, его черты. Акцентуации характера

К выразительным признакам характера относятся ________ , ________.(2 ответа)

Поступки и действия

Внешний облик

3) рост

4) вес

Автором типологии личности по типам акцентуации характера является …

К. Леонгард

2) У. Джемс

3) Р. Бернс

4) Э. Берн

Характер человека проявляется в системе отношений. К проявлению отношения к собственности можно отнести такие черты характера, как …(2 ответа)

Расточительность

Аккуратность

3) ответственность

4) скромность

3.2.2. Типология характера

В типологиях Э. Кречмера и У. Шелдона астеническое телосложение соответствует _______ и ______ типам темперамента. (2 ответа)

Шизотимический

2) церебротонический

Висцеротонический

4) циклотимический

Американский психолог ______________на основе наблюдения за поведением человека связал различные типологические особенности личности с определенной геометрическойфигурой

1) Э. Шостер

С. Деллингер

3) Д. Роттер

4) К. Юнг

ТЕМА 3.3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

3.3.1. Эмоции, их виды

Установите соответствие между основными эмоциями и их определениями.
1. Страх 2. Гнев 3. Удивление 4. Стыд

а) отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной и воображаемой опасности
б) отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности
в) не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства
г) отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении
д) отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями объекта чувств

1 – а

2 – б

3 – в

4 – г

3.3.2. Высшие чувства

Установите соответствие между высшими чувствами и конкретными их проявлениями: 1. Интеллектуальные чувства; 2. Нравственные чувства; 3. Эстетические чувства; 4. Морально-политические чувства

а) любознательность
б) гуманность
в) восторг
г) патриотизм
д) страсть   1 – в 2 – а 3 – б 4 – г

Установите соответствие между сложными психическими состояниями, включающими эмоции, и их определениями: 1. Юмор 2. Ирония 3. Сатира 4. Сарказм

а) эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго

б) сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного

обличение, определенно содержащее осуждение объекта

в) выраженное проявление недоброго, злого

г) эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром

1 – а

2 – б

3 – г

4 – в

3.3.3. Воля

Установите соответствие между волевыми качествами личности и их определениями.
1. Целеустремленность 2. Настойчивость 3. Самостоятельность 4. Решительность

а) сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности
б) умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями
в) умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений
г) умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения
д) умение концентрировать все свои силы на достижение целей   1 – а 2 – б 3 – в 4 – г

ТЕМА 3.4. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

3.4.1. Направленность личности

Ведущим компонентом в структуре личности является …

1) опыт

2) индивидуальные особенности психических процессов

Направленность

4) биопсихические свойства

3.4.2. «Я-концепция».

Компонент самосознания личности, представляющий собой интеллектуальное познание себя, называется …

1) самопознанием

2) самоотношением

Я-концепцией

4) самооценкой

3.4.3. Мотивация личности

Установите соответствие между структурными компонентами деятельности и их определениями: 1. Мотив 2. Цель 3. Действие 4. Результат

а) внутренние побудительные силы человека, заставляющие человека заниматься той или иной деятельностью
б) образ конечного результата деятельности
в) структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели
г) то, чего достигает человек в ходе деятельности
д) нужда человека в чем-либо   1 – а 2 – б 3 – в 4 – г

Установите соответствие между видами мотивации и их характеристиками.
1. Материальная 2. Социальная 3. Сознательная 4. Бессознательная

а) связана с заботой о материальных благах
б) подчиняет поведение человека общественным интересам
в) предполагает осознание потребностей, целей, мотивов
г) характеризуется отсутствием осознанности мотивов, целей и потребностей
д) предполагает разнообразие мотивов, целей и потребностей

1 – а

2 – б

3 – в

4 – г

ТЕМА 4.1. КОММУНИКАЦИЯ. ПЕРЦЕПЦИЯ. ИНТЕРАКЦИЯ

4.1.1. Общение: функции и виды

Установите соответствие между видами общения и их характеристиками.
1. Непосредственное 2. Опосредованное 3. Вербальное 4. Невербальное

а) прямой контакт друг с другом
б) обмен информацией через других людей, через средства записи и воспроизведения информации
в) общение с помощью речи
г) общение с помощью жестов, мимики, поз и т.д
д) общение с незнакомым человеком

1 – а

2 – б

3 – в

4 – г

4.1.2. Коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны общения

Распределите обязательные составные части поздравительной речи от начала до его завершения

4 – добрые пожелания
2 – характеристика события
1- Обращение
3 – краткий рассказ о юбиляре, его достоинствах

Распределите этапы общения от начала до его завершения

2 – планирование содержания общения
1 – потребность в общении
4 – восприятие ответной реакции собеседника, коррекция методов общения
3 – риентировка в целях и ситуации общения

Распределите зоны межличностного общения от самого дальнего до самого близкого

1 – личное расстояние
3 – публичное расстояние
2 – интимное расстояние
4 – социальное расстояние

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5x8594.html

Многозадачность: делать несколько задач одновременно – это хорошо или плохо?

Возможность выполнения одновременно двух работ

Что для нас многозадачность – польза или вред? Все мы часто делаем несколько  вещей в один и тот же момент времени, говорим по hands-free во время вождения, пишем сообщения, находясь перед телевизором… Говорят, что многозадачность вредна для здоровья и разрушает наш мозг, однако является ли это утверждение научно доказанным? В этой статье мы расскажем вам о том, что такое многозадачность и какие механизмы нашего мозга помогают нам выполнять несколько задач одновременно. В каких случаях многозадачность приносит пользу, и когда её следует избегать?

Многозадачность

Иногда, когда мы делаем несколько дел сразу, мы считаем, что тем самым экономим время и работаем с большей продуктивностью.

Но что наука говорит об этом? В последние годы явлению многозадачности было посвящено немало научных исследований, и кажется, что многие их результаты являются противоречивыми.

В этой статье мы постараемся выяснить, хорошо ли делать две вещи одновременно, или следует этого избегать?

Что такое многозадачность? Под многозадачностью понимается выполнение двух действий в один момент времени. Тем не менее, не все типы многозадачности одинаковы. Есть много типов многозадачности, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Какие типы многозадачности являются полезными, и какие из них мы должны избегать

Как почти для всех вопросов подобного типа ответ будет следующим: «это зависит от…». В данном случае, это зависит от типа задач, которые мы делаем.

Многозадачность параллельного типа

Многозадачность параллельного типа: связана с распределённым вниманием (когнитивная способность обращать внимание на несколько раздражителей одновременно). Заключается в выполнении двух действий одновременно. Например, вы смотрите фильм и одновременно используете свой мобильный.

Потенциал обработки информации нашего мозга не безграничен. Ресурсы нашего внимания также лимитированы, и мы не в состоянии, несмотря на то, что убеждены в обратном, полноценно реагировать на два релевантных стимула в один момент времени. То есть, мы не можем выполнять две задачи, которые задействуют наши когнитивные способности и потребляют много ресурсов, в одно и то же время.

Например, если вы читаете сообщения в мобильном во время живого общения с другом, один из двух видов деятельности пострадает. Обычно мы отвлекаемся настолько, что перестаем слушать собеседника.

Кроме того, это может привести к ухудшению отношений с друзьями.

Потому что, сколько бы вы не думали, что вы способны уделить достаточно внимания и другу, и сообщениям в телефоне в одно и то же время, на самом деле это далеко не так.

Тем не менее, мы можем успешно выполнять сразу две задачи, которые являются автоматизированными, например, разговаривать во время прогулки. Или даже одну автоматизированную задачу и другую более трудную, как, например, вести машину, слушая музыку.

Наш совет: если вы запланировали несколько задач, которые не являются автоматизированными, сделайте их по очереди, сначала одну, затем другую. Концентрация на одной конкретной задаче поможет вам достичь наиболее высоких результатов для каждой из них, показать более высокий уровень эффективности за более короткий промежуток времени.

Более того, так мы могли бы лучше управлять нашим уровнем стресса. Если же, наоборот, вы запланировали две автоматизированные, лёгкие или не особенно важные задачи, не существует никаких проблем для их одновременного выполнения.

Когда вы проводите время с семьей и друзьями, лучше всего оставить в стороне мобильный телефон и полностью посвятить себя общению.

Параллельная многозадачность

Многозадачность последовательного типа

Многозадачность последовательного типа предполагает чередование фокуса внимания (фокус внимания переходит от одной задачи к другой). Этот тип характеризуется одновременным выполнением двух задач, при условии их чередования. Например, когда я переношу сделанные вручную записи на компьютер, мне приходится чередовать чтение записей и их набор на клавиатуре.

Когда речь идет о постоянном переключении между несколькими задачами, это уже не кажется таким простым. Исследователи из Университета Пенсильвании изучили активность лобной коры головного мозга.

Эта область связана с контролем над нашими мыслями и действиями.

Они обнаружили, что способность некоторых людей быстро переключаться между двумя задачами без потери эффективности связана с когнитивной гибкостью.

Когнитивная гибкость представляет собой способность находить различные решения одной и той же задачи, адаптироваться к трудностям окружающей среды и новым ситуациям.

В этом исследовании они обнаружили, что люди, которые лучше всего выполняли попеременно тесты памяти и тесты контроля, показали более высокие уровни реструктуризации в соединениях фронтальной коры головного мозга и наличие большего числа новых связей с другими областями мозга.

Однако, как правило, чередование двух видов деятельности занимает больше времени, чем выполнение последовательно одной задачи, а затем другой. Когда постоянно меняется фокус внимания, нам нужно время, чтобы снова сосредоточиться, и это увеличивает общее время выполнения задач.

Наш совет: если вы способны быстро переключаться между двумя задачами, не отвлекаясь и не теряя эффективности, то нет никаких проблем, особенно если эти задачи не имеют особенной важности.

Если запланированные задачи являются важными или же вы склонны с лёгкостью отвлекаться, то лучше всего будет сначала сосредоточиться на одной задаче, а затем на другой.

Далеко не все мы имеем одинаковую способность чередовать один вид деятельности с другим, не отвлекаясь.

Многозадачность цифрового типа

Многозадачность цифрового типа постоянно наблюдается в тот момент, когда мы используем несколько электронных устройств одновременно и постоянно переключаемся между различными социальными сетями и веб-ресурсами. Обновляем статус в во время просмотра любимого шоу, загружаем фото в Instagram, пока пишем новый твит, или отвечаем на письма в электронной почте.

Цифровая многозадачность может вызвать когнитивные трудности и причинить вред нашей психической деятельности. Исследования показывают, что люди, которые живут в режиме многозадачности, обращают внимание на различные источники информации в своем окружении, не фокусируясь должным образом на наиболее значимой информации для выполнения текущей задачи.

Тем не менее, в исследовании было установлено, что цифровая многозадачность может иметь некоторое преимущество. Участники исследования должны были выполнить задачу визуального поиска, которая в одних случаях сопровождалась синхронизированными звуками, и в других нет.

Эти исследователи обнаружили, что люди, которые чаще других работали в режиме цифровой многозадачности, имели тенденцию к более эффективной интеграции различных типов сенсорной информации. То есть, они выполняли поставленную задачу лучше, когда она сопровождалась звуками.

Согласно другому исследованию, подростки, которые проводили больше времени, чередуя различные устройства и цифровые задачи, имели более высокую производительность. Вполне возможно, что с практикой можно овладеть искусством многозадачности.

Люди, рождённые в этом мультимедийном мире, имеют более развитые и совершенные механизмы памяти.

Они показывают более высокие результаты, когда отвлекаются и приспосабливаются, чем когда концентрируются лишь на выполнении одной задачи, не отвлекаясь.

Наш совет: лучше действовать в режиме цифровой многозадачности только тогда, когда дело касается досуга и развлечений, связанных с компьютерными технологиями. Почитайте новости в социальных сетях, посмотрите телевизор, используя свой смартфон или планшет… Но когда дело доходит до важных задач, то лучше сосредоточиться на лишь на одной задаче.

Если вы пишете, то сфокусируйтесь на процессе написания, если вы отправляете письмо по электронной почте — сосредоточьтесь только на нём, поскольку обращение к нескольким ресурсам в одно и тоже время может с лёгкостью отвлечь нас и, следовательно, негативно повлияет на результат выполнения задачи.

У вас есть трудности с концентрацией внимания? Попробуйте увлекательные когнитивные игры для развития внимания и концентрации.

Цифровая многозадачность

Многозадачность и потеря концентрации. Как этого избежать?

Некоторые люди, которые привыкли постоянно чередовать различные технологические новшества, нередко имеют трудности с фокусированием на одной задаче. С большой степенью вероятности, они могут испытывать стресс и  раздражение из-за такого количества факторов, на которые они привыкли концентрировать своё внимание в один момент времени.

Исследователи из Университета Висконсин-Мэдисон показали, что те, кто регулярно работает в режиме многозадачности, получают большую пользу от короткого медитативного сеанса. Так, во время проведения эксперимента, его участники должны были сесть в тишине и сконцентрироваться на дыхании, считая вдохи и выдохи.

Практика медитации «Mindfulness» помогает нам сосредоточить наше внимание на настоящем моменте. Этот вид медитации способствует улучшению концентрации внимания. Из этого можно сделать вывод, что медитация нейтрализует негативное воздействие многозадачности на наше внимание.

Практика медитации «Mindfulness» также может помочь нам отказаться от многозадачности. Концентрация внимания на одной задаче в один момент времени вначале может заставить нас почувствовать себя странно, как будто мы не сделали достаточного количества дел.

Тем не менее, взять практику «Mindfulness» за основу образа жизни и начать уделять вещам то внимание, которое они заслуживают, помогает изменить восприятие окружающего мира.

Это может научить вас больше ценить каждый момент, повысить уровень гармонии, уменьшить беспокойство и стресс, улучшить настроение …

Узнайте больше о медитации «Mindfulness» и о том, как она практикуется.

Многозадачность и «Mindfulness»

Перевод Александры Дюжевой

Psicóloga General Sanitaria y sexóloga. Deseosa de mejorar la calidad de vida de las personas mediante la práctica clínica y la comunicación a través de la red.

This post is also available in: Испанский Немецкий

Источник: https://blog.cognifit.com/ru/%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BE-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.