Возмещение ущерба работодателем при дтп

Содержание

Какова процедура возмещения (взыскания с виновника) ущерба при ДТП

Возмещение ущерба работодателем при дтп

Компания, выдавшая полис ОСАГО, выступает гарантом возмещения ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия. Если же страхового возмещения недостаточно (сумма больше, чем должен возместить страховщик по закону) или полис ОСАГО не оформлялся, нужно обращаться к виновнику ДТП. О том, как добиться компенсации после аварии, рассказываем далее.

В каких случаях виновный в дтп возмещает ущерб

В большинстве случаев ущерб от ДТП возмещает страховая компания.

Случаев, когда ущерб возмещает виновный, немного:

  • Если страховое возмещение не компенсирует причиненные убытки.
  • Если виновник не заключал договор ОСАГО, а у вас нет полиса КАСКО.
  • Если ДТП не относится к страховому случаю, например ущерб не возмещается, когда ДТП произошло во время учебной езды в специально отведенных местах.
  • Заявляются требования о компенсации морального вреда.

Когда ущерб должен возместить РСА

Российский союз автостраховщиков возмещает ущерб, если причинитель вреда неизвестен, например, когда виновник скрылся с места ДТП и не был найден. Кроме того, РСА возмещает ущерб, при отзыве у страховщика лицензии.

Какой ущерб может быть возмещен

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе о том, как возмещается вред, причиненный в результате ДТП. Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

Потерпевший может добиться компенсации как за ущерб, причиненный транспортному средству, так и за моральный и физический вред.

Возмещение материального вреда

Если в результате аварии потерпевшему причинен вред здоровью, на восстановление которого он понесет финансовые затраты (покупка лекарств, оплата лечения), кроме документов, необходимых для компенсации ущерба автомобиля, к претензии нужно приобщить:

  • историю болезни (выписку), выданную в медицинском учреждении;
  • квитанции об оплате больничных услуг;
  • чеки на приобретенные лекарства.

Помимо изложенного потерпевший может предъявить медицинское заключение о необходимости санаторно-курортного лечения, протезирования, дополнительного питания и других услуг.

Возмещение морального вреда

Виновник аварии обязан возместить потерпевшему в материальной форме нравственные страдания, которые им были перенесены в результате ДТП. При этом денежная компенсация уплачивается независимо от вины причинителя вреда (ст. 1100 ГК РФ).

Моральный вред взыскивается в судебном порядке. К исковому заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих обстоятельства дела, а также сведения о применении мер к урегулированию спора до суда (претензия).

При подаче заявления в суд уплачивается государственная пошлина в порядке п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, а квитанция прикладывается к иску (п. 10 постановление Пленума ВС РФ от 20.12.1994 № 10). Размер пошлины — 300 рублей.

Возмещение вреда здоровью

Чтобы получить компенсацию за полученный в результате дорожно-транспортного происшествия вред здоровью, виновнику аварии, а в последующем суду (если требования не удовлетворены добровольно), нужно предъявить:

  • бумаги из медицинского учреждения, в котором потерпевший проходил лечение, содержащие сведения о травмах, увечьях, диагнозе, периоде и степени утраты общей или профессиональной трудоспособности в результате ДТП — медзаключение;
  • справку об инвалидности, в том числе на ребенка, если имеется такой документ;
  • сведения из скорой помощи о медицинском вмешательстве на месте ДТП;
  • при установлении группы инвалидности в результате аварии — соответствующую справку и бумаги, содержащие сведения о затратах на реабилитацию.

Определяем размер ущерба: независимая экспертиза

С целью определения вреда, причиненного транспортному средству, а также для выявления причин образования установленных повреждений и расчета цены восстановительных ремонтных работ проводится техническая экспертиза. Порядок ее проведения утвержден Положением Банка России от 19.09.2014 № 433-П.

Так, согласно п. 1 Положения, экспертиза проводится в отношении следующих объектов:

  • автомобиля потерпевшего либо его остатков после ДТП;
  • других транспортных средств, причастных к дорожному происшествию;
  • иных объектов, имеющих отношение к аварии, в которой автомобилю пострадавшего причинен ущерб, если их обследование нужно для определения обстоятельств и причин повреждений ТС.

В процессе исследования могут быть установлены:

  • стоимость затрат на запчасти, оплату ремонтных работ;
  • расчет цены износа комплектующих деталей, подлежащих замене;
  • пригодность использования сохранившихся после ДТП остатков, расчет их стоимости, если автомобиль был полностью разрушен в момент аварии;
  • сведения о среднегодовом пробеге авто в зависимости от субъекта РФ, где произошла авария;
  • средняя стоимость запчастей, материалов и часов работы в случае определения размера расходов на ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

Обследование автомобиля проводится экспертом-техником или организацией, содержащей в штате не менее одного специалиста в указанной сфере, прошедшего профаттестацию.

Если потерпевший не согласится с результатом заключения, он вправе направить ТС на обследование к другому эксперту.

Как возместить ущерб: пошаговая инструкция

Далее пошагово опишем, как возместить ущерб, причиненный в результате ДТП. Для начала нужно попробовать урегулировать спор без суда. Для этого претензия направляется виновнику. Если виновник на нее не отвечает либо отвечает отказом, придется обращаться в суд.

Досудебное урегулирование

Перед тем как подавать иск на виновника, потерпевшему нужно направить претензию с прошением о добровольном исполнении обязанности по возмещению вреда.

Этот документ можно направить по почте, но обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении. Оно подтвердит факт того, что вы действительно отправили претензию.

Претензия составляется в свободной форме:

  • В шапке указывается фамилия, имя, отчество причинителя вреда, его адрес проживания, в дательном падеже.
  • Ваши фамилия, имя, отчество и адрес, в винительном падеже.
  • Далее по центру пишется слово «Претензия».
  • Затем идет тело документа. Здесь вы указываете, что в определенную дату произошло ДТП и вам причинен ущерб виновными действиями причинителя вреда. Факт причинения ущерба подтверждается документами из ГИБДД, например постановлением об административном правонарушении либо постановлением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Расчет суммы ущерба подтверждается проведенной экспертизой.
  • Далее приводятся требования: прошу выплатить сумму причиненного ущерба в размере _____ рублей. Либо можно потребовать оплатить ремонт транспортного средства.
  • Список приложений.
  • Подпись и дата.

Добровольное соглашение

Требования будут считаться должным образом исполненными, если виновник произведет заявленную к возмещению выплату и (или) отремонтирует автомобиль в срок, установленный в претензии.

Если виновник согласится выплатить компенсацию, стоит оформить соглашение, прописав в нем все условия возмещения ущерба, сроки исполнения обязательств, а также право на обращение в суд в случае неисполнения оговоренных условий. К договору нужно приобщить платежное поручение о переводе денег пострадавшему либо иную бумагу, подтверждающую указанные сведения.

Эти документы понадобятся и виновнику ДТП, чтобы доказать, что он полностью выплатил сумму причиненного ущерба.

Если виновник не платит или не ремонтирует машину добровольно

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе о том, как составить и подать исковое заявление о возмещении ущерба от ДТП. Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно.

 Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

В этой ситуации вам ничего не остается, как обратиться в суд. Если сумма ущерба меньше 50 тыс. руб., дело будет рассматривать мировой судья, а если больше — районный суд.

Предусмотрена возможность обратиться с заявлением, с использованием интернета, через официальный сайт суда. Только нужно будет поставить электронную подпись в иске. Также можно отправить документы по старинке — почтой или передать их нарочным в канцелярию суда.

Иск подается по месту жительства ответчика. Но перед тем как обратиться в суд, нужно составить исковое заявление. Об этом ниже.

Исковое заявление

Заявление составляется на основании ст. 131, 132 ГПК РФ. В нем указывают:

  • Название суда. Напоминаем, имущественные споры до 50 тыс. руб. рассматривает мировой судья, превышающие указанный порог — районный суд.
  • Ф.И.О., место регистрации, проживания, телефон и электронная почта заявителя. То же самое должен указать представитель, если иск подается им.
  • Информацию об ответчике — Ф.И.О., адрес места жительства, любой из идентификаторов — ИНН либо СНИЛС.
  • Доводы о нарушении прав и ссылки на правовые нормы, обосновывающие позицию истца. В частности, отражаются сведения о полученных автомобилем или другим имуществом повреждениях, физических увечьях потерпевшего: информация о тяжести вреда здоровью, методах лечения и понесённых на это затрат.
  • Сведения о принятии мер к досудебному урегулированию спора путем направления ответчику претензии.
  • Требования о возложении на ответчика обязанности выплатить определенную сумму денежной компенсации (цена иска).
  • Список прилагаемых к иску документов, подпись, фамилия инициалы и дата.

Что приложить к иску

К иску нужно приложить:

  • Уведомление о вручении или о направлении письма с иском и копиями документов ответчику.
  • Документы о ДТП — постановление о привлечении к ответственности виновника либо иные, например об отказе возбуждении административного дела.
  • Документы на машину.
  • Досудебную претензию.
  • Ответ на досудебную претензию, если был.
  • Расчет суммы исковых требований.
  • Документ об уплате госпошлины.
  • Документы, подтверждающие размер восстановительного ремонта транспортного средства (экспертное заключение).

Судебное разбирательство

Суд оглашает поданное потерпевшим заявление, выясняет мнения сторон процесса по заявленным требованиям, содействует примирению истца и ответчика.

Разбирательство проводится судом в течение двух месяцев, после чего выносится судебное решение. Этот документ начинает действовать после его вступления в законную силу — по истечении месяца, если не будет обжалован. Далее нужно получить в суде исполнительный лист и направить его судебным приставам-исполнителям вместе с заявлением о возбуждении производства.

Потерпевшему необязательно участвовать в суде, если он выдаст доверенность гражданину, который будет представлять его интересы. Это обязательство возлагается на адвоката или юриста (ст. 53, 54 ГПК РФ).

В каком объеме возмещается ущерб

Компенсация за повреждения, причиненные транспортному средству в результате ДТП, выплачивается в размере, определенном экспертизой. Оплата вреда здоровью определяется на основании затрат на лечение. Размер морального вреда пострадавший устанавливает самостоятельно. Исходя из судебной практики, можно заявлять следующую сумму:

  • вред небольшой тяжести — 100–150 тыс. руб.;
  • средняя тяжесть — 200–300 руб.;
  • тяжкий вред здоровью — до 800 тыс. руб.;
  • смерть потерпевшего — от 1 млн и более, в пользу близких родственников.

Суд анализирует, какие нравственные страдания перенесены потерпевшим с учетом его индивидуальных особенностей, после чего выносит решение по сумме компенсации. Поэтому в процессе нужно доходчиво обосновать предъявленные к взысканию деньги (ст. 151, 1100 ГК РФ).

***

Вопросы по возмещению ущерба лучше всего решать с виновником аварии в досудебном порядке. Однако, если указанным способом добиться справедливости не получается, нужно подавать исковое заявление в суд.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «ДТП».

***

Дорогие друзья, спасибо за прочтение статьи. Мы очень старались передать вам актуальную и правдивую информацию, изложив ее простым языком. Если вам нравится то, что мы делаем, поставьте лайк, поддержите канал! Всегда ваш, https://nsovetnik.ru/.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/nsovetnik/kakova-procedura-vozmesceniia-vzyskaniia-s-vinovnika-uscerba-pri-dtp-5f82f26d5c2b3403cebddc3c

Нарушил водитель, а отвечать работодателю?

Возмещение ущерба работодателем при дтп

В современном деловом мире, отличающемся мобильностью и подвижностью, трудно представить организацию, которая не использовала бы в своей деятельности служебные автомобили. Как известно, использование транспортных средств относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих.

Помимо юридических аспектов данного положения существует и практический момент: автомобиль, как транспортное средство, имеет опасные свойства, которые не поддаются полному контролю человека при его эксплуатации.

В силу этих свойств, нередки чрезвычайные ситуации, когда человек, управляющий этим транспортным средством, по разным причинам не справляется с его управлением и происходит дорожно-транспортное происшествие.

О дорожно-транспортном происшествии, совершенном работником при исполнении своих служебных обязанностей с использованием служебного автомобиля и будет идти речь. Итак, ваша организация имеет служебный автомобиль. Сразу следует сделать две оговорки.

Во-первых, под организацией в рассматриваемом вопросе понимаются юридические лица всех организационно – правовых форм, а также предприниматели без образования юридического лица. Во-вторых, в контексте рассматриваемой проблемы не имеет значения, находится ли служебный автомобиль у организации на праве собственности или на праве аренды.

Вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия.

В большинстве случаев дорожно-транспортное происшествие влечет за собой причинение вреда личности или имуществу гражданина- участника ДТП, либо имуществу юридического лица. По общему правилу, установленному ст.

1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом уже упоминавшаяся повышенная опасность автомобиля, который в движущемся состоянии способен причинить вред даже без вины водителя, влияет и на условия возникновения ответственности.

По общим правилам для наступления ответственности за причиненный вред необходимо одновременное присутствие четырех условий: наличие вреда; противоправность поведения; причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением; вина лица, причинившего вред.

За вред же, причиненный в процессе эксплуатации автомобиля ответственность наступает без вины (кроме случаев, когда вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего). Ответственность без вины означает, что владелец транспортного средства будет нести имущественную ответственность независимо от того, нарушил ли он правила дорожного движения или нет.

Ответственность без вины водителя-участника ДТП установлена ст. 1079 Гражданского кодекса РФ и касается случаев, когда вред причинен одним источником повышенной опасности (например, участником ДТП был автомобиль и гражданин). Если же ДТП произошло в результате столкновения двух или более транспортных средств, то закон (п.3 ст.

1079 Гражданского кодекса РФ) в этом случае устанавливает два варианта ответственности. Первый, если в результате столкновения транспортных средств, вред причинен третьим лицам (например, пешеходам или пассажирам), то перед ними владельцы этих транспортных средств несут солидарную ответственность без вины.

Вред же, причиненный владельцам столкнувшихся транспортных средств, возмещается на общих основаниях, то есть с учетом всех четырех условий возникновения ответственности, в том числе и вины участников. В этом случае, как показывает обзор судебной практики, вред возмещает тот, кто виноват.

Если же виновны владельцы обоих транспортных средств, то вред возмещается соразмерно степени вины каждого из владельцев. А вот когда вина обоих владельцев транспортных средств отсутствует, то вопрос может быть разрешен двояко.

Существует такая позиция, что в этом случае никто из владельцев не имеет права на возмещение, и существует другая – ущерб должен быть распределен между ними в равных долях. Понятно, что помимо общих гражданско – правовых условий распределения ответственности по ДТП, существуют и технические условия, на основе которых органами ГИБДД будет устанавливаться наличие нарушения правил дорожного движения и лиц, их нарушивших. Все это говорит о большой важности присутствия представителя организации, водитель которой попал в ДТП, на самых начальных этапах рассмотрения происшествия органами ГИБДД. В этом случае организация сможет в большей степени быть готовой к защите своих прав, ведь вред, причиненный служебным автомобилем, обязана будет возместить именно организация.

Работник на служебном автомобиле – участник ДТП.

Гражданским кодексом РФ (ст. 1068 ГК РФ) установлено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Таким образом, если ваш работник на служебном автомобиле стал участником ДТП, в вопросах возмещения вреда разбираться будут с организацией, и в судебном разбирательстве ответчиком по делу о возмещении ущерба, причиненного в результате этого ДТП, будет организация.

Конечно, водитель не останется без внимания, он будет привлечен в качестве третьего лица на стороне ответчика, но вот вред придется возмещать организации. При этом совсем не обязательно, чтобы водитель, управляющий вашим служебным автомобилем, работал только на основании трудового договора. Применительно к правилам, установленным ст.

1068 ГК РФ работниками признаются как граждане, выполняющие работу на основании трудового договора, так и граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию юридического лица или гражданина.

Таким образом, для возникновения ответственности организации за действия своего работника необходимы два дополнительных условия: работник должен состоять с организацией в трудовых или гражданско-правовых отношениях и при совершении ДТП он должен находиться при исполнении своих служебных обязанностей (обязанностей по гражданско-правовому договору). При этом следует учитывать, что если работник был и не при исполнении своих обязанностей, но во время совершения ДТП выполнял на служебном автомобиле поручение администрации (владельца автомобиля), то и в этом случае считается, что он находился при исполнении трудовых обязанностей.

Действующее законодательство на стороне работодателя.

Да, если ваш водитель попал в ДТП и тем самым причинил вред, возмещать его будет ваша организация. Конечно же, эти расходы причинят организации убытки. Но это не означает, что они не могут быть возмещены. Закон дает право лицу, возместившему вред, причиненный другим лицом, требовать от этого лица возместить выплаченное возмещение (право обратного требования – регресса).

Это право закреплено ст. 1081 Гражданского кодекса РФ. При этом требование предъявляется в размере выплаченного возмещения, но имеется оговорка на случай, если законом установлен иной размер. Следует иметь в виду, что если работник не согласен в добровольном порядке возместить размер ущерба, то взыскать его можно будет только в судебном порядке.

Удерживать эту сумму из его заработка либо вознаграждения будет в данном случае незаконно. Законодательством предусмотрен ряд особенностей, которые возникают при взыскании с работника, совершившего ДТП, суммы ущерба в порядке регресса. Знание этих особенностей позволит участникам такого спора защитить свои права.

Итак, следует помнить, что : Если водитель – участник ДТП работает в организации на основе трудовогодоговора, то при взыскании с него суммы ущерба, суд будет руководствоваться нормами Трудового кодекса РФ, регулирующими материальную ответственность сторон трудового договора (раздел XI).

Если с водителем отношения строятся на основании гражданско-правового договора, то предполагается, что в этом случае вопрос о возмещении вреда в порядке регресса будет регулироваться нормами Гражданского кодекса РФ и условиями договора. Для возможности взыскания с водителя суммы ущерба в порядке регресса наличие его вины в ДТП обязательно. Это следует из содержания ст.

233 ТК РФ в отношении работников по трудовому договору и ст. 1064 ГК РФ в отношении работников по гражданско-правовому договору. Если водитель работает в организации на основе трудового договора, то внимание следует уделить определению размера ущерба. Дело в том, что по общему правилу, установленному ст.

241 Трудового кодекса РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами. Данное правило было закреплено еще Кодексом законов о труде РФ, в настоящее время утратившим свою силу.

Но как раньше, так и сейчас трудовое законодательство предусматривает также и случаи материальной ответственности работника в полном размере причиненного организации ущерба. При этом новый Трудовой кодекс РФ содержит положение, которое принципиально меняет ситуацию по взысканию с работника суммы причиненного ущерба.

Так, статья 243 Трудового кодекса РФ, устанавливающая случаи полной материальной ответственности по сравнению со ст.121 КЗоТ РФ дополнена пунктом 6.

этого пункта заключается в том, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

То есть, раньше взыскать с водителя сумму ущерба, причиненного ДТП в полном размере можно было только тогда, когда в его действиях по ДТП содержался состав преступления. В других случаях с водителя в порядке регресса можно было взыскать ущерб только в размере среднего месячного заработка. Сейчас же, учитывая положение п.6 ст.

243 Трудового кодекса РФ, у организации появилась возможность взыскать со своего водителя, виновного в совершении ДТП, в порядке регресса ущерб в полном размере и тогда, когда его действия не являются преступлением.

Для этого необходимо, чтобы по факту дорожно-транспортного происшествия было рассмотрено дело об административном правонарушении в области дорожного движения соответствующим государственным органом (в зависимости от нарушения – судом, мировым судьей либо органами внутренних дел) и по результату рассмотрения в отношении виновного водителя было вынесено постановление об административном правонарушении. Также необходимо, чтобы ущерб, причиненный работником (водителем) реально был возмещен организацией и имелся документ, подтверждающий это возмещение. Итак, имея на руках решение суда, обязывающего организацию возместить ущерб, причиненный ее водителем, документ, подтверждающий возмещение ущерба, постановление об административном правонарушении в отношении водителя, вы можете рассчитывать на то, что решение суда о взыскании с работника причиненного ущерба в полном размере будет в вашу пользу.При этом, будьте все-таки готовы, что в суде вам придется убедительно доказывать вашу позицию, потому что законом установлено: “каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений”.

Источник: https://lawfirm.ru/pr/index.php?id=3819

Дтп на служебной или личной машине: выплаты в пользу работника и кадровые решения

Возмещение ущерба работодателем при дтп

Если ДТП произошло на служебной машине, возможно применение санкций к водителю, являющемуся сотрудником организации (предпринимателя). За совершение ряда виновных действий сотрудника могут лишить водительских прав.

В таком случае работник (водитель) не сможет выполнять обязанности, составляющие его трудовую функцию, для выполнения которых он и был принят на работу, а у бухгалтера возникает вопрос, как оформить данный факт и начислять ли в пользу сотрудника какую-либо оплату (например, выплаты исходя из среднего заработка).

Обращаем ваше внимание, что речь в данном разделе идет именно о лишении водителя права на управление транспортным средством, которое производится судом. Если права были изъяты с выдачей временного водительского удостоверения, водитель до окончательно разрешения дела может продолжать выполнять трудовую функцию.

Алгоритм действий работодателя в обозначенной ситуации (лишении водительских прав по судебному решению) должен быть таким. Вначале сотруднику следует предложить временный перевод на другую должность. Оформить перевод без согласия водителя работодатель не вправе (ст. 72.2 ТК РФ).

Если водитель согласен на перевод, следует составить приказ по форме № Т-5 (утв. приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) и перевести работника на другую должность (работу) на срок лишения его водительских прав.

Оплата труда в данном случае производится по выполняемой работе.

Никаких требований о сохранений за водителем прежнего заработка в законодательстве нет. То есть с согласия сотрудника его можно перевести и на нижеоплачиваемую должность (работу).

Новый оклад (размер зарплаты по новой работе) следует указать в дополнительном соглашении к трудовому договору, которое необходимо оформить в связи с тем, что перевод оказывает влияние на существенные условия трудового договора.

При временном переводе, как и при постоянном, не устанавливается испытательный срок. Это следует из части 1 статьи 70 ТК РФ, согласно которой испытательный срок можно установить при заключении трудового договора с целью проверки соответствия работника поручаемой работе.

При временном переводе записи в трудовую книжку об этом не вносятся. Такой вывод следует из содержания пункта 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), согласно которому в трудовую книжку вносятся сведения о переводе на другую постоянную работу.

Если вакансий в организации (у предпринимателя) нет или они не подходят сотруднику по состоянию здоровья или работник на перевод не согласен, дальнейший порядок действий зависит от срока лишения водительских прав:

  • не более двух месяцев;
  • свыше двух месяцев.

В первом случае следует оформить отстранение от работы (ст. 76 ТК РФ). При этом работодателю необходимо оформить приказ в производной форме. На наш взгляд, раньше, чем решение суда о лишении права управления транспортным средством вступит в силу, оформлять отстранение нельзя. Связано это с тем, что гражданин может обжаловать соответствующее решение.

Напоминаем, время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ, в отпускной стаж не входит.

Зарплата за период отстранения от работы не начисляется.

В табеле учета рабочего времени период отстранения от работы на основании статьи 76 ТК РФ отражается как НБ или 35 (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством).

Если водителя лишили прав на срок более двух месяцев и предложить ему другую работу не представляется возможным, работодатель может оформить увольнение. В этом случае издается приказ (форма № Т-8, утв.

приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) на основании пункта 9 статьи 83 ТК РФ.

Выходное пособие сотруднику в данной ситуации не положено, однако нужно рассчитать и выплатить ему (при необходимости) компенсацию за неиспользованный отпуск.

Для того чтобы подстраховать себя от возможных споров с уволенным работником, нужно иметь на руках письменное подтверждение того, что от предложенных вакансий он отказался (например, заявление работника) или что вакансий на момент увольнения не было (например, штатное расписание).

Важно отметить, что в тех случаях, когда водитель лишен права на управление транспортным средством на срок более года, у работодателя могут возникнуть дополнительные сложности. Предположим, сотрудник согласен на временный перевод на другую работу на срок лишения водительских прав. Согласно положениям статьи 72.

2 ТК РФ перевести работника временно можно максимум на год (кроме случая, когда перевод нужен для замещения временно отсутствующего работника). На наш взгляд, увольнять работника при наличии у работодателя вакансии, на которую сотрудник согласен, довольно рискованно. Работник может попытаться оспорить законность увольнения через суд.

Временный перевод на срок более года производить не стоит.

Поэтому наиболее безопасным вариантом будет оформления постоянного перевода. Повторное оформление временного перевода сроком на год не соответствует смыслу норм действующего законодательства РФ. В соответствии со статьей 72.2.

ТК РФ если по окончании срока перевода (а в данном случае максимального срока временного перевода) прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

На практике может возникнуть вопрос: как быть, если водитель был лишен водительских прав при ДТП на личном автомобиле и скрывает данный факт от работодателя? Например, ДТП произошло во время нахождения работника в отпуске, затем он берет больничный, затем еще один.

Важно отметить, что законодательство не обязывает водителя (работника) предъявлять водительское удостоверение в период действия трудового договора по требованию работодателя.

Вместе с тем, если работодателю все же стало известно о факте лишения водительских прав после соблюдения обозначенных выше процедур водителя можно уволить даже в период нахождения в отпуске или на больничном.

Дело в том, что ограничения на увольнение сотрудника в период отсутствия на работе по причине отпуска или болезни установлены в действующем законодательстве только в отношении увольнения по инициативе работодателя. А увольнение в связи с лишением права на управление транспортным средством – это увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора.

Удержание суммы ущерба

Если в результате дорожно-транспортного происшествия поврежден служебный автомобиль, возникает вопрос о необходимости и возможности применить финансовые санкции к водителю. Если ущерб покрывает страховая компания, вопрос о материальной ответственности водителя не возникает.

Во всех остальных случаях важно понимать, что материальная ответственность водителя возможна только в одном случае – он признан виновным в совершении ДТП.

Сотрудник должен будет возместить прямой действительный ущерб (за поврежденный автомобиль работодателя) и сумму возмещения ущерба, которая была выплачена пострадавшей стороне. Взыскивать с водителя недополученный из-за аварии доход (упущенную выгоду) работодатель не имеет права. Об этом говорится в статье 238 ТК РФ.

Актуальным является вопрос: можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем служебного автомобиля, чтобы в случае ДТП обязать его возместить причиненный ущерб?

На данный вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что заключить договор о полной материальной ответственности можно только с теми сотрудниками, должности которых указаны в перечне, утв. постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Должность водителя в данном перечне отсутствует.

Однако напомним, что если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный материальный ущерб он должен возместить в полном объеме и без дополнительного договора о полной материальной ответственности (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

По распоряжению работодателя с работника можно взыскать сумму, не превышающую его среднемесячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Если же размер ущерба превышает его среднемесячный заработок, то взыскать сумму ущерба можно либо на основании соглашения с работником о добровольном возмещении убытков, либо по решению суда.

Как рассчитать сумму среднемесячного заработка, в законодательстве не сказано. Имеется только порядок расчета среднего дневного (часового) заработка. Речь идет о положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Мы рекомендуем применять его и данной ситуации и рассчитывать среднемесячный заработок путем умножения показателя «средний дневной заработок» на число рабочих дней в месяце, в котором произошло ДТП, или путем умножения показателя «средний часовой заработок» на количество рабочих часов в данном месяце.

Если удержания производятся по инициативе работодателя, их размер ограничен. Удерживать можно не более 20 % заработной платы. Согласно статье 138 ТК РФ максимальный размер удержаний нужно рассчитывать исходя из дохода, причитающегося сотруднику. Следовательно, до расчета норматива «20 %» нужно уменьшить сумму заработка на НДФЛ.

Также отметим, что работодатель может полностью или частично отказаться от финансовых претензий к виновному в аварии сотруднику-водителю, учитывая обстоятельства происшествия (ст. 240 ТК РФ).

Оплата больничного

Если сотрудник, попавший в ДТП, предъявит в бухгалтерию работодателя больничный листок, ему должны начислить пособие по временной нетрудоспособности.

В тех случаях, когда травма носит серьезный характер и сотрудник находится на излечении в течение длительного времени, у практикующих специалистов могут возникать вопросы о необходимости выплачивать пособие за весь период болезни (в том числе продолжающийся несколько месяцев).

По общему правилу, период, за который выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, отсчитывается с первого дня болезни и до выздоровления работника. Или же до того момента, когда медико-социальная экспертная комиссия назначит ему группу инвалидности. Это определяет статья 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ).

Источник: https://buh.ru/articles/documents/15047/

Возмещение ущерба при ДТП со служебным автомобилем

Возмещение ущерба работодателем при дтп

В России количество автомобилей постоянно растет, а вместе с этим увеличивается и количество аварийных ситуация на дорогах. При этом нередко происходят ДТП на служебном автомобиле, но в этом случае возникают определенные нюансы. Многие не знают, кто возмещает ущерб работодателю и пострадавшим, могут ли наказать собственника и кем составляется акт ущерба при ДТП?

По действующему в 2018 году законодательству эксплуатация транспортных средств связана с обращением с источником повышенной опасности. Согласно статье 1070 из Гражданского кодекса, юридические лица и люди, деятельность которых связана с эксплуатацией ТС, должны возмещать наносимый вред, если им не удается доказать влияние непреодолимой силы или злой умысел потерпевшего.

Под организацией подразумеваются юридические лица любых существующих организационно-правовых форм, в том числе ПБОЮЛ. Кроме того, значения не имеет законное основание, по которому авто принадлежит компании: право собственности, аренда и пр.

Согласно статья 1064 из Гражданского кодекса, причиняемый имуществу или здоровью граждан вред, а также вред имуществу юридических лиц должен быть возмещен в полном размере тем лицом, которое причинило этот вред.

По статье 1068 юридическое лицо или гражданин должен возмещать ущерб, причиняемый его работником в процесс исполнения служебных, должностных или других трудовых обязанностей. Соответственно, изначально причиняемый служебным автомобилем ущерб возмещает организация.

На суде ответчиком по делу, связанному с возмещением вреда при аварии, выступает именно организация. Водителя привлекают, как третье лицо со стороны ответчика. Таким образом, во время рассмотрения ДТП автоинспекцией желательно прибытие на место аварии представителя компании или юридического лица, что позволяет грамотно подготовиться и защитить законные права.

Дтп на служебной машине в рабочее время

Наглядный пример ДТП со служебным транспортом

Когда сотрудник компании попадает в аварию без страхового полиса или если водитель в него не вписан, дополнительной ответственности избежать не удастся. По требованиям КоАП за недобросовестное соблюдение страхового права на собственника автомобиля налагают ответственность.

В итоге получается, что в случае с ДТП на служебном транспорте со страховщиками разбираются представители компании, в которой работает водитель. Шофер, попавший в ДТП, не принимает участие в судебных разбирательствах.

Несмотря на это, сотруднику компании, который находился за рулем служебной машины при аварии, в любом случае понесет некоторую ответственность. Если в суде выяснится, что именно водитель виноват в происшествии, с него впоследствии вычтут компенсацию на ремонт служебного транспортного средства. Скорее всего, нужную сумму вычтут из его заработной платы.

У работодателя есть законное право привлечь виновника ДТП, сидящего за рулем, к ответственности. Это предусматривается требованиями правовых актов из действующего в 2018 году законодательства.

Если при судебном разбирательстве выяснится, что действия сотрудника компании не являются причиной ДТП, ни у работодателя, ни у государственных учреждений не будет законного права привлечь сотрудника к ответственности по закону.

Не забывайте также о том, что ответственность за отсутствие страховки или другие нарушения, совершаемые водителем, перекладывается на юридическое лицо лишь в том случае, если ДТП происходит в рабочее время, то есть когда сотрудник выполняет свои трудовые обязанности. Когда виновник ДТП оказывается за рулем в нерабочее время, это уже совсем другая ситуация. Главное не скрываться с места аварии, иначе последствия будут серьезными!

Авария на служебном ТС в нерабочее время

Когда шофер оказывается в ДТП  служебной машине и в рабочее время, ситуация быстро и просто разрешается. Все разбирательства перекладываются на юридическое лицо, которое является собственником машины.

Если же водитель управляет транспортом в свое нерабочее время и у него нет на это разрешения от работодателя, ему придется понести ответственность в полной мере, возместив ущерб и владельцу авто, и всем пострадавшим в аварии участникам.

Представители компании или юридического лица имеют законное право подать в суд на сотрудника с целью взыскания ущерба ДТП в пользу собственника. Водителю, виновному в аварийной ситуации, в данном случае придется сделать следующее:

  • в полной мере возместить нанесенный ущерб, который понес работодатель;
  • если этого потребует руководство, водитель должен будет возместить даже нанесенный моральный ущерб.

Каждое транспортное средство, находящееся в собственности определенной компании, выполняет ряд функций. Соответственно, если в определенный период машина не будет эксплуатироваться, организация будет нести неизбежные убытки.

По законодательству в 2018 году руководство компании сможет взыскать со своего работника моральный и материальный ущерб, а еще привлечь к дисциплинарной ответственность (выговор, увольнение).

Возмещение ущерба третьим лицам при ДТП со служебным транспортом

Когда происходит ДТП по вине сотрудника во время рабочей поездки, нанесенный третьим лицам вред будет возмещать именно работодатель. После этого представители компании будут взыскивать ущерб со своего сотрудника, подавая регрессивный судебный иск по статье 1081 из Гражданского кодекса России.

Однако в отдельных случаях все происходит иначе, а именно по статье 1068 из ГК. Мы говорим о ситуации, когда ущерб от ДТП третьи лица получают в тот момент, когда сотрудник компании находится не в рабочей поездке, а использует служебную машину в личных целях.

Правда жизни : )

По статье 1079 из ГК, водителю придется нести ответственность за использование источника повышенной опасности. В данной ситуации весь нанесенный в результате аварии вред будет возмещать лицо, управлявшее транспортным средством, то есть работник компании на служебном авто. Именно с него потерпевшие при ДТП будут взыскивать материальный или моральный ущерб.

Водитель на служебном авто нарушил ПДД, что привело к аварии

Согласно постановлению ГИБДД об административных наказаниях, когда авария происходит в результате нарушения ПДД, полную материальную ответственность работник должен будет понести перед своим работодателем. Это подробно расписано в шестом пункте первой части статьи 243 Трудового кодекса.

Регрессный иск подается работодателем в течение года после выплаты денежных компенсаций пострадавшим в ДТП людям. Если годичный срок будет упущен, компания с высокой вероятностью проиграет дело по формальным основаниям, так как срок давности на взыскание ущерба выйдет (согласно статье 392 из Трудового кодекса РФ на 2018 год).

Срок давности начинает исчисляться со дня выплаты сумм компенсации вреда пострадавшим, а не со дня дорожно-транспортного происшествия. Этот вывод можно сделать, изучив третий абзац в 15 пункте постановления №52 Верховного суда России.

Сотрудник попал в аварию пьяным

Когда ДТП на служебном автомобиле происходит в тот момент, когда водитель находится под алкогольным опьянением, и это подтверждает медицинская экспертиза и постановление ГИБДД после разбора ДТП, работник компании вынужден будет в полной мере возместить весь нанесенный ущерб третьим лицам и работодателю. Это сказано в четвертом пункте первой части статьи 243 Трудового кодекса.

Если работник сможет избежать ответственности по КоАП за управление служебным ТС в состоянии опьянения, оспорив наказание с использованием процессуальных ошибок инспектора, работодатель тоже не сумеет взыскать стоимость ремонта в полном объеме. Для этого юридическому лицу потребуются доказательства того, что при аварии его сотрудник действительно был под алкогольным или наркотическим опьянением.

Уголовное дело после ДТП на водителя служебного авто

Обвинение в отношение сотрудника компании, попавшего в ДТП на служебной машине, подтвердит не только его вину в совершении нарушения, но и тот факт, что он нанес ущерб своему работодателю по причине противозаконных действий. Судебный приговор позволит юридическому лицу или организации взыскать со своего сотрудника всю стоимость ремонта поврежденного при ДТП служебного ТС. Это сказано в 243 статье Трудового кодекса – часть первая, пункт пятый.

Если нужен европротокол

Если сотрудник будет освобожден от уголовной ответственности по той или иной причине, работодатель получит возможность взыскать со своего водителя ущерб в размере средней заработной платы. Среди таких причин отмены уголовной ответственности выделяют:

  • истечение срока давности привлечения к ответственности по УК;
  • амнистия;
  • примирение с пострадавшим;
  • назначение штрафа в суде вместо уголовного наказания.

При этом постановление об отмене уголовного процессе не заменит обвинительный приговор, согласно которому придется понести ответственность.

Как взыскать ущерб с работника

Ущерб с водителя, совершившего ДТП на служебном автомобиле работодателя, взыскивается поэтапно. Сначала организация определяет размер возмещаемого ущерба при аварии, для чего формируется комиссия по статье 247 из Трудового кодекса. Сумма рассчитывается с учетом фактических потерь по рыночным ценам.

Но не меньше стоимости имущества согласно бухгалтерским учетам. В обязательном порядке учитывается и степень износа имущества (все это по статье 246 Трудового кодекса).

Размер ущерба рассчитывают на момент аварии со служебным транспортом, а специалисты определяют стоимость необходимых запчастей и ремонтных работ.

Комиссией выявляются причины нанесения ущерба. В статье 247 из Трудового кодекса уточняется, что сотрудник обязан написать письменное объяснение причин ДТП на служебном автомобиле.

Форма свободная и не регламентирована законными нормативами. Главное, чтобы на объяснительной была подпись сотрудника.

Если он откажется от ее написания, работодатель оформит акт ущерба при ДТП, который подпишут должностные лица компании или члены комиссии.

Организация взыщет материальный ущерб со своего водителя, попавшего в ДТП на служебном транспорте. Если сумма не превысит среднемесячный заработок сотрудника, ее удержат из заработной платы по приказу руководства. Приказ должен быть издан в течение месяца с момента определения размера ущерба – это требования статьи 248 из Трудового кодекса.

По 138 статье из этого же кодекса общий размер удержаний при каждой выплате заработной платы не должен превышать 20 процентов. Если месяц прошел или работник отказывается возмещать ущерб добровольно, а сумма превышает его зарплату, на него будет подан судебный иск.

По соглашению между сотрудником компании и руководством виновный в аварии на служебном транспорте водитель может возмещать сумму в рассрочку. В данном случае работник даст письменное обязательство о возмещении, указав конкретные сроки. Если он после этого уволится, недостающая сумма будет взыскана через суд.

:

:

:

:

Источник: http://Driving24.ru/dtp-na-sluzhebnom-avto-kto-neset-otvetstvennost/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.