Восстановление на государственной службе

Содержание

Восстановление на работе госслужащего

Восстановление на государственной службе

Госслужащие, как группа трудящихся, выделяются на фоне остальных работников, так как их профессиональная деятельность связана с большим количеством как прав, так и обязанностей. Это касается и их увольнения. Данная процедура производится не только на основании положений Трудового кодекса РФ, но и ФЗ «О госслужбе».

В данном законе содержатся специальные нормы, распространяющиеся только на данную категорию работников и регулирующие процедуру расторжения трудовых отношений с ними. Однако, как и любые другие работники, они имеют право обжаловать решение о прекращении трудовых отношений в судебном порядке.

Если по итогам рассмотрения делаувольнение будет признано неправомерным или произведенным с нарушениями установленной процедуры, то гражданин восстанавливается на занимаемой ранее должности. Кроме того, на работодателя возлагается обязанность компенсировать работнику неполученную заработную плату за весь период вынужденного простоя.

Чтобы понять,имеются ли в конкретном случае основания для обжалования расторжения трудового соглашения, необходимо понимать специфику проведения процедуры увольнения госслужащих.

Основания для прекращения трудовых отношений

В соответствии с положениями действующего законодательства на госслужащих в  равной степени, как и на другие категории работников, распространяются общие основания расторжения трудового соглашения по инициативе работодателя, закреплённые в ст.81 ТК РФ. Однако помимо них, госслужащие могут быть уволены по дополнительным основаниям, закрепленным в отраслевых нормативно-правовых актах.

Расторжение служебного контракта производится по причинам, закрепленным в ст.33 ФЗ №79-ФЗ «О госслужбе» от 27.07.2004г. и предполагает в качестве дополнительных оснований:

  • невыполнение возложенных на гражданина обязательств и ограничений, закрепленных указанным нормативно-правовым актом;
  • нарушение правил, установленных ст.17 данного ФЗ;
  • выход или утеря гражданства РФ.

Также прекращение трудовых отношений с госслужащим по инициативе нанимателя предусмотрено ст.37 ФЗ №79-ФЗ. Согласно положениям данной нормы, помимо общих оснований для увольнения, гражданин может быть освобожден со службы по причине:

  1. утраты доверия, в том числе при совершении им правонарушений, регулируемых ФЗ «О противодействии коррупции»;
  2. несоблюдения госслужащим установленных законодательством правил охраны проф. деятельности в случае, если указанные действия повлекли за собой или создали реальную опасность наступления тяжких последствий;
  3. принятия необоснованных решений лицом, занимающим руководящую должность, если данные действия привели к нецелевому использованию имущества госучреждения или его порче.

Согласно ч.4 ст.37 ФЗ №79-ФЗ в день прекращения трудовых отношений гражданин должен, помимо прочего, сдать служебное удостоверение, выданное ему при трудоустройстве. Указанный документ необходимо передать в отдел, занимающийся кадровыми вопросами.

Если руководство учреждения предполагает расторгнуть трудовое соглашение с сотрудником в связи с его несоответствием занимаемой должности, то для этого необходимо будет организовать специальную комиссию. После проведения проверки ею будет принято решение относительно данного вопроса.

При установлении факта несоответствия госслужащего установленным требованиям этот факт оформляется в виде письменного заключения специальной комиссии. Данный документ является основанием для принятия решения об освобождении гражданина с занимаемой им должности.

В связи с тем, что прекращение служебного контракта с данной категорией работников имеет свою специфику, законодательство дает ряд комментариев относительно толкования тех или иных норм, а также их практического применения.

Многие пункты указанных норм содержат в себе «оценочные» основания, то есть таковые, оценку которым дает руководитель, и он принимает решение о целесообразности избрания такой меры, как расторжение трудовых отношений с госслужащим. Поэтому у работника могут возникнуть сомнения относительно объективности принятого решения.

В данном случае стоит подробно изучить нормы действующего законодательства, а также разъяснения, касающиеся использования той или иной статьи. Если правомерность действий нанимателя вызывает сомнения, то уволенный гражданин может обратиться в суд для защиты своих интересов.

Процедура восстановления на рабочем месте

Для признания увольнения незаконным заинтересованное лицо должно оформить исковое заявление и направить его в суд. При оформлении данного документа следует последовательно изложить свою точку зрения, указать нарушения, которые были допущены нанимателем при расторжении трудовых отношений. В тексте заявления необходимо ссылаться на нормы действующего законодательства.

Указание исковых требований производится после изложения обстоятельств, повлекших за собой подачу заявления в суд. Они должны быть оформлены четко и понятно. Если присутствуют финансовые претензии, то необходимо приложить расчет указанной суммы. При написании искового заявления необходимо избегать выражений, которые могут иметь неоднозначную трактовку.

Перед подачей заявления необходимо собрать и приложить к нему достаточную доказательную базу, подтверждающую изложенные в тексте обстоятельства и обоснованность требований.

Необходимо учитывать, что подача иска не освобождает гражданина от возложенных на него обязанностей.

Если данный документ был направлен во время «отработки» предшествующей увольнению, то госслужащий должен продолжать выполнять возложенные на него обязанности.

В противном случае он может быть обоснованно уволен по статье за прогулы. И это не будет считаться нарушением. Восстановление на рабочем месте в данном случае будет невозможно.

Помимо этого, необходимо учитывать срок исковой давности, который для такого рода дел составляет всего месяц.

При этом заявление должно быть подано до истечения указанного срока, с момента прекращения трудовых отношений: после выдачи трудовой или издания приказа об увольнении.

Так как в этих документах указывается дата их заполнения, то с определением указанного времени проблем не возникает.

При отсутствии у работника возможности предоставления необходимых доказательств, к примеру, уровня своей квалификации, он имеет право подать ходатайство в суд о проведении экспертизы или привлечении необходимых специалистов.

После принятия решения

Суд на основании предоставленной информации, доказательной базы, а также  выслушав стороны, принимает решение по делу: удовлетворить исковые требования (частично или в полном объеме) или отказать в их удовлетворении. При этом любая из сторон имеет право обжаловать принятое решение в суде высшей инстанции. Согласно стт.107-109, 321 ГПК РФ, апелляция подается в течение 30 дней с момента принятия решения.

Если суд удовлетворил требования гражданина, то расторжение трудовых отношений признается неправомерным, а госслужащий восстанавливается в должности. Возобновление работы производится на следующий день после принятия судебного заключения, вне зависимости от того, будет обжаловаться оно или нет.

За все время, с момента увольнения и до восстановления в должности, работодатель обязан выплатить трудящемуся компенсацию в размере среднего заработка данного служащего, с учетом обязательных надбавок и доплат. Данные выплаты должны быть произведены за весь период вынужденного простоя в полном объеме.

Восстановление на работе возможно и в том случае, если госслужащий написал заявление «По собственному желанию», но впоследствии, до истечения установленного срока, решил его забрать, в чем  ему было отказано.

В данном случае для принятия решения в пользу сотрудника ему необходимо предоставить в суд письменное заявление, переданное работодателю, с указанием такого намерения.

При этом на втором экземпляре этого документа, который сохраняет у себя работник, должна стоять отметка о его вручении, с указанием получившего лица, даты и подписи.

Если на предприятии ведется журнал учета входящей документации, то номер регистрации в нем.

В процессе рассмотрения дела суд учитывает все обстоятельства и предоставленные сторонами доказательства. Решение по каждому исковому делу принимается исходя из положений действующего законодательства. При этом необходимо учитывать, что специальные нормативно-правовые акты имеют преимущество перед общими.

Источник: https://vse-o-trude.ru/vosstanovlenie-na-rabote-gossluzhashhego/

Трудовые отношения с бывшим госслужащим

Восстановление на государственной службе

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего? 

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.

1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.

Попробовать бесплатно

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения.

Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.

2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал. 

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим? 

— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего? 

— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

Источник: https://kontur.ru/articles/2177

Кс разъяснил порядок увольнения госслужащего в связи с утратой доверия

Восстановление на государственной службе

Конституционный Суд вынес Постановление № 14 от 6 апреля 2020 г.

, в котором указал, что увольнение госслужащего в связи с утратой доверия по причине непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения коррупционного правонарушения.

Повод для обращения в КС

31 августа 2017 г. Игорь Котяш был уволен с государственной гражданской службы в Управлении Росприроднадзора по Мурманской области по своей инициативе, а 1 сентября 2017 г. вновь поступил на госслужбу – в Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора.

В дальнейшем на основании представления Генпрокуратуры была проведена служебная проверка, которая установила, что мужчина при поступлении на госслужбу не представил сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичные сведения в отношении супруги и несовершеннолетних детей. В связи с этим было рекомендовано применить в отношении него дисциплинарное взыскание в виде увольнения. 28 июня 2018 г. он был освобожден от замещаемой должности и уволен по основанию, предусмотренному п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе, – в связи с утратой представителем нанимателя доверия к госслужащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным законом, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.

Игорь Котяш обратился в Первомайский районный суд г. Мурманска с иском о признании увольнения незаконным, восстановлении в ранее замещаемой должности, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, внесении изменений в трудовую книжку и обязании представителя нанимателя принять меры по исключению его из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что увольнение в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст.

37 Закона о госслужбе является законной и обоснованной мерой реагирования на допущенное им нарушение действующего законодательства о прохождении службы, а процедура увольнения Игоря Котяша была соблюдена.

Апелляционный суд оставил решение без изменений. В передаче кассационных жалоб Котяша в Мурманский областной суд и в ВС РФ было отказано.

Бывший госслужащий обратился в Конституционный Суд. В жалобе (имеется у «АГ») он указал, что п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе, а также п. 2 ч. 1 ст. 13.

1 Закона о противодействии коррупции противоречат Конституции, поскольку позволяют представителю нанимателя увольнять госслужащего в связи с утратой доверия за нарушение требований закона о необходимости представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, совершенное им при поступлении на службу, т.е. в период, когда госслужащий еще не имел соответствующего публично-правового статуса, в то время как по своему буквальному смыслу оспариваемые нормы предполагают возможность увольнения в связи с утратой доверия лишь в том случае, когда сведения о доходах не были представлены им в период госслужбы. Непредставление же претендентом на замещение должности госслужбы сведений о доходах при поступлении на такого рода службу является, по мнению заявителя, обстоятельством, препятствующим заключению с данным лицом служебного контракта.

Позиция Конституционного Суда

Изучив материалы дела, КС заметил, что оспариваемый п. 2 ч. 1 ст. 13.

1 Закона о противодействии коррупции – как следует из его содержания – распространяется лишь на такие категории граждан, как лица, замещающие государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность, данное законоположение не может рассматриваться в качестве затрагивающего конституционные права лиц, замещающих должности госслужбы РФ, а значит – и приводить к нарушению этих прав. В связи с этим Суд признал в данной части жалобу недопустимой.

Что же касается п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.

2 Закона о госслужбе, конституционность которых оспаривается Игорем Котяшем по причине его увольнения с госслужбы в связи с утратой доверия за непредставление при поступлении на госслужбу сведений о доходах – своих и членов семьи, то данные законоположения могут выступать предметом рассмотрения Конституционного Суда исключительно в их связи с иными правовыми нормами, регулирующими отношения, связанные с поступлением на госслужбу и ее прекращением, а также определяющими правовое положение (статус) госслужащих, заметил КС.

Таким образом, указал Суд, предметом его рассмотрения являются положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.

2 Закона о госслужбе в той мере, в какой они – в системной связи с иными положениями этого закона – служат основанием для решения вопроса об увольнении госслужащего в связи с утратой доверия к нему представителем нанимателя по причине непредставления им при поступлении на госслужбу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Конституционный Суд отметил, что порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указывается, что подп. «а» п. 3, п. 4, п. 10 и п.

15 документа прямо предусматривают, что непредставление гражданином при поступлении на указанную службу – вопреки установленному законом требованию – сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, равно как и представление им заведомо ложных сведений, исключает возможность его назначения на должность государственной гражданской службы и заключения с ним служебного контракта. Обязанность же обеспечить соблюдение требований закона при поступлении граждан на госслужбу возлагается на соответствующий государственный орган (его подразделение по вопросам государственной службы и кадров), что предполагает в числе прочего истребование от конкретного гражданина, претендующего на замещение должности госслужбы, всех необходимых для назначения его на данную должность и заключения с ним служебного контракта документов и сведений, включая сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также организацию проверки достоверности этих сведений в установленном порядке.

Конституционный Суд отметил, что заключение государственным органом – вопреки требованию закона – служебного контракта с гражданином, не представившим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, исключает применение к этому гражданину после поступления его на государственную гражданскую службу негативных правовых последствий в виде мер юридической ответственности, в том числе такой сопряженной с репутационными издержками меры, как увольнение с указанной службы по порочащему гражданина основанию.

КС также указал, что применение к госслужащему такой меры ответственности, как увольнение в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения указанного коррупционного правонарушения.

Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.

2 Закона о госслужбе выступают элементами правового механизма применения к госслужащему меры ответственности за совершение им в период прохождения службы такого коррупционного правонарушения, а потому не предполагают увольнения госслужащего, который, хотя и не представил при поступлении на службу необходимых сведений, на тот момент еще не имел соответствующего публично-правового статуса, но впоследствии был назначен на должность вопреки требованию закона.

Иное, по мнению КС, означало бы допустимость применения в отношении госслужащего меры ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия, т.е. по порочащему основанию, при отсутствии в его действиях (бездействии) состава коррупционного правонарушения.

Тем самым это не только вступало бы в противоречие с ч. 2 ст.

54 Конституции, но и приводило бы к выходящему за рамки конституционно допустимых ограничений прав и свобод ущемлению прав на равный доступ к госслужбе и на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии.

Таким образом, Конституционный Суд признал п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе не противоречащими Конституции и отметил, что выявленный в постановлении смысл данных положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Также Суд указал на необходимость пересмотра правоприменительных решений по делу Игоря Котяша.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-razyasnil-poryadok-uvolneniya-gossluzhashchego-v-svyazi-s-utratoy-doveriya/

Восстановление на госслужбе: порядок, помощь адвоката

Восстановление на государственной службе

   Государственные должности РФ установлены для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов нашей страны.

В связи с высокой государственной значимостью гражданской службы, регулирование профессиональной деятельности граждан РФ на должностях данной службы осуществляется нормами как административного, так и трудового права, а также специальными законами.

   В частности, основания прекращения гражданской службы и порядок восстановления в должности регламентирован Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по трудовым делам поможет восстановиться на государственной гражданской службе: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Основания прекращения гражданской службы

         В ст. 33 указанного закона перечислены основания прекращения гражданской службы, которые условно можно разделить на три категории.

Проявление сторонами (стороной) инициативы для прекращения гражданской службы:

  • по соглашению сторон;
  • по инициативе госслужащего;
  • по инициативе представителя нанимателя;
  • истечение срока контракта;
  • перевод гражданского служащего на иную службу или в иной орган.

Отказ госслужащего от прохождения службы:

  • при изменении существенных условий служебного контракта;
  • от перевода на другую должность по состоянию здоровья;
  • от перевода в другую местность при изменении местоположения самого государственного органа.

Нарушение условий ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» или заключенного контракта:

  • произошедшее непосредственно при заключении служебного контракта;
  • заключающееся в выходе госслужащего из гражданства РФ;
  • связанное с невыполнением обязательств контракта, несоблюдением ограничений, предусмотренных для гражданских служащих;
  • прямых запретов гражданской службы, установленных федеральным законом № 79-ФЗ (избрание на выборную должность в орган местного самоуправления, занятие предпринимательской деятельностью и др.);
  • вызванное наступлением обстоятельств, независящих от сторон, при которых становится невозможным дальнейшее исполнение условий заключенного контракта (осуждение по приговору суда, призыв на военную службу и др.).

         При прекращении контракта государственный орган издает соответствующий правовой акт, которым госслужащий освобождается от замещаемой должности.

ПОЛЕЗНОЕ: читайте также про незаконное увольнение работника по ссылке

Порядок восстановления на государственной гражданской службе

         Восстановление на государственной гражданской службе относится к наиболее сложной категории служебных споров и подлежит рассмотрению непосредственно в суде.

         В настоящее время специальное законодательство для рассмотрения судом служебных споров не принято, в связи с чем, суд рассматривает подобные споры по правилам гражданско-процессуального законодательства с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» и трудового кодекса.

         Порядок восстановления на государственной гражданской службе для бывшего служащего, в общих чертах, будет выглядеть следующим образом.

  1. Обращение в суд. Бывший гражданский служащих, независимо от основания прекращения службы, для восстановления на ней, обращается с иском в районный суд по месту нахождения государственного органа или месту исполнения контракта. Для подобного рода спора истец освобожден от уплаты госпошлины. Исковое заявление должно быть подано не позднее одного месяца с момента получения акта об увольнении. Для вынесения положительного решения в исковом заявлении требуется указать и документально подтвердить все доводы, на основании которых, суд может прийти к выводу о незаконности прекращения должностных обязанностей. К заявлению обязательно прикладываются копии документов для второй стороны, а также не следует забывать приложить и документы, подтверждающие раннее существовавшие отношения между гражданином и государственным органом (контракт, трудовую книжку и другие).
  1. Рассмотрение дела. Суд в течение пяти дней после подачи иска принимает решение о назначении судебного заседания. В предварительном судебном заседании суд может перейти к рассмотрению делу по существу, в связи с чем, требуется тщательно подготовиться уже к первому судебному процессу. Необходимо четко сформулировать свои требования о восстановлении в должности, о размере неполученного денежного содержания и неустойки. В процессе можно дополнительно заявить требование о компенсации морального вреда с обоснованием размера (степень физических и нравственных страданий) и взыскании судебных расходов (при наличии).
  1. Вынесение решения. Для подобной категории судебных дел установлен сокращенный срок рассмотрения равный одному месяцу. Положительное решение для госслужащего означает восстановление его в трудовых, имущественных, жилищных и иных правах. Решение суда обязательно к исполнению для государственного органа.

НА ЗАМЕТКУ: восстановление работника на работе влечет компенсации

Помощь адвоката в процедуре восстановления на госслужбе

         Восстановление на государственной гражданской службе достаточно трудоемкий процесс. Судебный порядок рассмотрения спора сам по себе подразумевает кропотливую работу.

  1. для судебной защиты требуется строгое соблюдение сроков для обращения с иском.
  2. для вынесения положительного решения в делах подобной категории потребуются не только глубокие знания законодательства о гражданской службе, но и знание, а главное, правильное применение процессуальных норм права и нюансов.
  3. судебный процесс всегда имеет черты непредсказуемости. В судебном заседании оппонент может предоставить дополнительные сведения, документы, парировать которые «на ходу» заявитель может быть не готов, а суд, учитывая сокращенные сроки для рассмотрения служебного спора, времени на подготовку мотивированного возражения может и не предоставить.

         Для того, чтобы гражданскому служащему не пришлось в короткие сроки изучать все тонкости процессуального законодательства (что сделать без специального обучения и практических навыков практически невозможно), служащий вправе воспользоваться помощью адвоката.

    Наш квалифицированный адвокат по служебным спорам, в любом случае, окажет необходимое содействие по разрешению служебного спора.

Доверителю будет оказана помощь как в подготовке и подаче искового заявления, так и при представлении интересов непосредственно в судебном заседании.

Гражданский служащий может как принимать участие в возникшем конфликте совместно с адвокатом, так и полностью доверить его разрешение своему адвокату.

   Помощь адвоката в процедуре служебного спора гражданского служащего и государственного органа может оказаться решающей в достижении положительного результата.

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/vosstanovlenie-na-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbe/

Восстановление чиновника на работе после оправдания судом или снятия судимости за коррупцию

Восстановление на государственной службе

Преступления коррупционной направленности беспокоят общественность не меньше, чем вопросы социальной политики. Важно иметь хотя бы общее представление о том, что же происходит при рассмотрении таких дел в судах и как наказываются недобросовестные чиновники.

Однако при возбуждении уголовных дел никто не застрахован от ошибок, случается, что и невиновные оказываются на скамье подсудимых. И те, кто не подвергается уголовному наказанию по разным основаниям, пытаются вернуться к привычной жизни, в том числе восстановиться на работе.

Рассмотрим в этой статье на примерах, что происходит после уголовного преследования и возможно ли госслужащему, оказавшемуся в качестве обвиняемого, вернуться к службе в государственных органах.

Преступления в сфере коррупции не сводятся только лишь к даче и получению взятки: это и посредничество во взяточничестве, незаконное участие в предпринимательской деятельности, а при наличии определённых условий, в том числе умысла на получение выгоды, такие составы преступления, как злоупотребление должностными полномочиями, легализация (отмывание) денежных средств и даже мошенничество, совершённое лицом с использованием своего служебного положения. Перечень коррупционных преступлений достаточно обширен. И при рассмотрении таких дел в суде, как к любому другому составу преступления, применим принцип презумпции невиновности. Безусловно, не всегда между понятиями «чиновник» и «коррупция» можно поставить знак равенства. И в случаях выявления невиновности и оправдания судом госслужащего можно восстановить на работе в должности.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

Основания для прекращения государственной гражданской службы предусмотрены ст. 39 названного Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе и указано такое основание, как осуждение гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

В свою очередь, уголовно-процессуальным законодательством предусмотрено право на реабилитацию, в том числе и восстановление в трудовых правах по определённым основаниям.

Также стоит учитывать, что в случае вынесения оправдательного приговора государственный служащий имеет право, помимо восстановления в должности, также на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием, которое он получал, пока был отстранён от должности.

При рассмотрении практики судов однозначно можно сказать, что дела о восстановлении в должности госслужащих с последующим восстановлением имеют место быть. Однако важным аспектом является наличие или отсутствие самого факта преступления. Формально снятой судимости недостаточно для того, чтобы появилось право на восстановление в должности.

Так, например, Магаданским областным судом было вынесено апелляционное определение от 15 марта 2016 г. № 33-214/2016 по делу № 2-5590/2015 с отказом в восстановлении в должности. В основу решения был положен приговор Магаданского городского суда Магаданской области от 04 июня 2014 г., которым Ш.

признана виновной в совершении такого преступления, как служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы ложных сведений из иной личной заинтересованности, повлёкшее существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства.

Соответственно, было назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти и организационно-распорядительными функциями в государственных органах на срок 1 год. На основании ч. 1 ст.

 73 Уголовного кодекса РФ (далее ― УК РФ) назначенное наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным с испытательным сроком 1 год.

Но Ш. попала под амнистию, и на основании п. 9 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации» № 3500-6ГД от 18 декабря 2013 г. этим же приговором суда Ш. была освобождена от назначенного наказания.

В связи с совершённым преступлением с Ш. был прекращён служебный контракт. Впоследствии Ш. обратилась в суд за восстановлением в должности. При рассмотрении дела истец утверждала, что поскольку она освобождена от назначенного приговором суда наказания и в силу положений ч. 2 ст. 86 УК РФ считается несудимой, то не подлежит увольнению по вышеназванному основанию.

Суд, тем не менее, отклонил данные доводы и указал на такой важный момент, что увольнение связано именно со вступлением обвинительного приговора, то есть с фактическим установлением вины.

Суд отметил, что «тот факт, что истец вследствие акта об амнистии была освобождена от наказания и считается не имеющей судимости (ч. 2 ст.

86 УК РФ), не свидетельствует о неправильности постановленного судом решения, поскольку вступившим в законную силу приговором суда установлена вина Ш. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.

292 УК РФ ― служебный подлог, что, учитывая особый статус государственных гражданских служащих и предъявляемые к ним законодателем требования и ограничения, препятствует ей остаться на государственной гражданской службе и выполнять возложенные на нее функции представителя власти».

Аналогичные выводы были отражены и в апелляционном определении Нижегородского областного суда от 23.08.2016 № 33-10155/2016, с единственным отличием, что истец была освобождена от наказания за преступление, предусмотренного ч. 1 ст. 159.

2 УК РФ (мошенничество при получении выплат) вследствие истечения сроков давности уголовного преследования.

И суд так же указал, что хоть формально истица и считается не имеющей судимости, но, учитывая особый статус государственных гражданских служащих и предъявляемые к ним законодателем требования и ограничения, препятствует ей остаться на государственной гражданской службе и выполнять возложенные на нее функции представителя власти, а увольнение вполне правомерно, так как, также как и в предыдущем примере, было основано на вынесенном обвинительном приговоре.

https://www.youtube.com/watch?v=A0r52y-x1Uk

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Для суда при рассмотрении таких дел важен не формальный подход к назначению и освобождению от уголовного наказания, а фактическое установление вины, поскольку государственные служащие имеют определённый статус.

В вынесенных решениях можно наблюдать некий моральный аспект, поскольку лицо, которое совершило преступление, особенно коррупционной направленности, не может находиться в статусе государственного служащего.

Как минимум, сам факт совершения преступления несёт риск рецидива, а формальное снятие судимости не может гарантировать дальнейшего добросовестного отношения к государственной службе.

Тем не менее нередки вынесения оправдательных приговоров при рассмотрении уголовных дел. В этом случае госслужащий имеет право на реабилитацию. В силу ст. 133 Уголовного процессуального кодекса РФ (далее ― УПК РФ) право на реабилитацию включает в себя право на восстановление в трудовых, имущественных, жилищных и иных правах.

Источник: https://www.top-personal.ru/issue.html?5269

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.